Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г.В.Кузьмина на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта»

Мы признательны польскому председательству за организацию сегодняшнего мероприятия. Это очень важный вопрос. Мы должны обратиться к вопросу о защите гражданских лиц в ходе вооруженного конфликта.

Наши слова благодарности также в адрес Генерального секретаря ООН г-на Антониу Гутерреша, Генерального директора Международного Комитета Красного Креста г-на Ива Даккора, а также г-жи Х.Едвар за вклад в нашу дискуссию.

Мы разделяем настрой Генерального секретаря на объединение усилий по предотвращению конфликтов и защите гражданских лиц. Именно опора на центральную роль ООН, на международное право, на традиционные духовно-нравственные идеалы способствует продвижению объединительной повестки дня и сглаживанию имеющихся противоречий.

Но сегодня видим крайне вредную, к нашему большому сожалению, тенденцию - тенденцию беспрецедентной политизации гуманитарной сферы международных отношений. Несмотря на предпринимаемые усилия, тысячи мирных людей продолжают гибнуть в ходе конфликтов. Особую обеспокоенность вызывает то, что большую часть жертв составляют дети, женщины и пожилые люди, медицинские работники, журналисты, гуманитарный персонал.

Сразу же на горе людей начинают играть "стратеги от политики", заменяя конструктивный диалог потоковым распространением непроверенных новостей и примитивных суждений. Появляются обвинения, моментально назначаются виновные. Некоторые не гнушаются подкреплять обвинения откровенной дезинформацией, полученной из сомнительных источников, таких как, например, пресловутые «Белые каски». Откуда-то появляются в большом количестве "следователи" с неясным мандатом от разнообразных институций, в большинстве случаев, осуществляющих расследование заочно и с опорой на репортажи специально отобранных средств массовой информации и информации из Интернета. Есть у таких "следователей", как правило, и свои "суперсекретные осведомители”, “источники", которые не могут быть раскрыты ни при каких обстоятельствах. Им просто надо верить.

Такие игры, к сожалению, которые мы вынуждены наблюдать нередко и в стенах нашей Организации, отнюдь не способствуют реализации благородной цели предотвращения и минимизации страданий мирного населения.

«Двойные стандарты», увы, отчетливо проявляются в информационном освещении военных кампаний в Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане, других странах.

Г-жа Председатель,

Особая боль для нас – то, что происходит сегодня на Украине. Мы подробнее поговорим об этом, г-н Председатель, 29 мая – в день, когда польское председательство запланировало в Совете специальный брифинг по Украине.  Но сейчас, учитывая тему сегодняшней дискуссии, я не могу не привести горькие цифры потерь среди гражданского населения. Г-н министр Польши их также называл.

В результате развязанного Киевом вооруженного конфликта против своего населения с апреля 2014 г. на юго-востоке Украины погибло более 2, 5 тыс. гражданских лиц, из них 105 человек в 2017 г. и 10 – за текущий год. До 9 тысяч человек получили ранения. Сотни числятся пропавшими без вести. Среди погибших, по крайней мере, 138 детей, 109 из них – это дети, погибшие в Донецке и Луганске. В настоящий момент интенсивность обстрелов Киевом жилых кварталов заметно возросла. Не последнюю роль в этом играет откровенное попустительство ряда западных стран нарушению Украиной Минских соглашений, являющихся единственной правовой основой урегулирования ситуации на Востоке этой страны.

Г-жа Председатель,

Важным фактором в деле защиты гражданских лиц является деятельность гуманитарных агентств. Работа этих структур должна строиться на основе Устава ООН и базовых гуманитарных принципах и дополнять усилия по политическому урегулированию конфликта. В этом контексте одним из основополагающих принципов является принцип уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

По-прежнему, серьезную озабоченность у нас по-прежнему вызывают попытки вольной интерпретации норм международного гуманитарного права, касающихся защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, а также отождествления этих норм со всевозможными концепциями. Вот недавно одна из делегаций у нас в Совете извлекла из небытия концепцию гуманитарной интервенции. Ракетный обстрел территории другого государства объяснили соображениями гуманности, то есть заботой о тех, по которым стреляли, очевидно.

Поэтому я хотел бы подтвердить нашу позицию о том, что принятие любых мер реагирования в целях обеспечения защиты гражданских лиц, особенно носящих силовой характер, возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН и при неукоснительном соблюдении положений Устава ООН.

Г-жа Посол, если вы мне позволите, я хотел бы также прокомментировать и ряд прозвучавших сегодня призывов отказаться от права «вето» в случае зверств и особо тяжких преступлений.

Как вы знаете, институт вето служит важнейшим компонентом ооновской системы сдержек и противовесов, стержневым элементом механизма принятия коллективных решений, стимулирующим членов Совета Безопасности к поиску компромиссов. Обладание правом вето для тех, кто им обладает, для постоянных членов Совета Безопасности – не только прерогатива, но и большая ответственность. Применение вето не раз избавляло ООН от ассоциирования с сомнительными авантюрами, которые приводили к страданиям мирного населения. Последствия таких авантюр мир нередко ощущает до сих пор.

Благодарю за внимание.