Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на брифинге Председателей Комитетов СБ 1373, 1267/1989/2253 и 1540 в Совете Безопасности

Г-н Председатель,

Признательны выступившим председателям комитетов СБ за подробную информацию о ходе выполнения стоящих перед ними задач в сфере борьбы с терроризмом. От результативности работы вспомогательных органов СБ во многом зависит авторитет и эффективность Совета как центральной координирующей площадки в сфере международного антитеррористического сотрудничества.

За последние годы террористическая угроза приобрела поистине глобальный характер. Масштабную радикализацию общественных настроений, несмотря на усилия международного сообщества, остановить пока не удается. Эмиссары ИГИЛ, «Аль-Каиды», «Ан-Нусры» и других террористических организаций продолжают рекрутировать боевиков во многих регионах мира, заполняя Интернет и другие средства массовой коммуникации своей пропагандой. Под ударом молодежь, социально неблагополучные слои населения.

Ровно год назад 11 мая в Совете под председательством Египта состоялись важные дебаты по вопросам противодействия пропаганде терроризма. В развитие этого заседания в соответствии с принятым тогда заявлением Председателя Контртеррористический комитет СБ (КТК) на днях утвердил «всеобъемлющие международные рамки» по этой теме. Считаем их добротной основной для дальнейшей работы КТК и его Исполдиректората (КТИД). Рассчитываем на скорейшее одобрение этого документа резолюцией Совета, проект которой предложен делегацией Египта.

При этом мы убеждены, что в нынешних условиях назрела необходимость значительно укрепить правоохранительный и санкционный инструментарий борьбы с идеологией терроризма.

Аналогичного подхода придерживаемся и в отношении противодействия финансированию терроризма. Итоги декабрьского специального заседания КТК по этой теме показали, что профильные резолюции СБ 2199 и 2253 выполняются не в полной мере и не всеми государствами. Такую ситуацию необходимо срочно исправлять. Действующие режимы Совета в части борьбы с финансовой и материальной подпиткой террористов требуют неукоснительного соблюдения и укрепления.

Признательны Председателю КТК г-ну Амру Абулатте за высокопрофессиональное руководство Комитетом. В прошедшие месяцы КТК, как и ранее, опирался на качественную экспертную поддержку и активную работу КТИД, который продолжил играть важную роль в решении разноплановых задач, стоящих перед Комитетом по противодействию терроризму и СБ в целом.

Полностью разделяем точку зрения о том, что в основе деятельности Комитета и его Исполнительного директората должна быть оценка выполнения государствами резолюций СБ 1373, 1624 и 2178. На этом направлении наметился серьезный прогресс, растет число мониторинговых визитов. При этом необходимо четко расставлять приоритеты, фокусируясь на наиболее подверженных террористическим рискам странах, в соответствии с одобренной Комитетом классификацией.

В этой связи отмечаем полезность поездки в Афганистан. На завершающей стадии находится цикл визитов в государства Центральной Азии. Недооценка угроз, нависших над регионом, может привести к крайне опасным последствиям. В работе на центральноазиатском направлении предлагаем учитывать обширный опыт и наработки региональных организаций: СНГ, ШОС, ОДКБ и Евразийской группы по типу ФАТФ.

 

Г-н Председатель,

Комитет СБ 1267/1989/2253 по санкциям в отношении «Исламского государства» и «Аль-Каиды» – важнейший механизм Совета на контртеррористическом направлении. Хотели бы отметить эффективную и умелую работу во главе Комитета Постоянного представителя Казахстана г-на Кайрата Умарова.

Полагаем, что санкционный список должен адекватно отражать высокий уровень и постоянно меняющийся характер террористических угроз. В этом контексте поддерживаем предложения по включению в него государствами-членами новых фигурантов. Комитет должен рассматривать соответствующие заявки оперативно и, главное, без политизации.

Еще более важная задача – повышение эффективности санкционных механизмов. Она полностью зависит от выполнения государствами своих международных обязательств в данной области. К сожалению, на сегодняшний день с этим все еще имеются проблемы.

Полномочия Омбудсмена Комитета СБ ООН 1267/1989/2253, зафиксированные в резолюции 2253, считаем оптимальными. Однако практическая деятельность этого института, к сожалению, не всегда отвечает поставленным задачам и вызывает все больше нареканий. Зачастую приходится иметь дело с узконаправленным и недальновидным подходом, игнорирующим мнения заинтересованных государств.

Поддерживаем работу Мониторинговой группы, доклады которой являются существенным подспорьем в работе Комитета. Призываем государства-члены к тесному взаимодействию с экспертами Группы. При этом рассчитываем, что ее доклады будут носить максимально объективный характер и опираться только на проверенные источники информации.

Г-н Председатель,

Говоря о работе Комитета СБ ООН, учрежденного резолюцией 1540 (2004), хотелось бы прежде всего поблагодарить Постоянного представителя Боливии г-на Ллоренти Солиса за усилия по руководству эти Комитетом и вклад в его деятельность, а также Группу экспертов Комитета за консультативную поддержку в области контроля за компонентами ОМУ и экспортного контроля.

Мы в целом удовлетворены работой Комитета СБ 1540, являющегося надежным заслоном на пути попадания компонентов ОМУ в руки негосударственных субъектов, включая террористов. Комитет продолжает свою эффективную работу по помощи странам в выполнении положений резолюции. Осталось совсем немного государств, которые не представили соответствующие национальные доклады.

Полагали бы оправданным более частое проведение официальных заседаний Комитета. На текущий год запланирована обширная программа, составленная в соответствии с выводами Всеобъемлющего обзора 2016 года и принятой Советом по его итогам резолюции 2325.

В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны ИГИЛ и других группировок, которые освоили технологии производства химического оружия и активно его применяют, значимость резолюции 1540 только возрастает. Исходим из того, что Комитет 1540 в рамках своего мандата продолжит взаимодействовать с контртеррористическими Комитетами СБ по этим вопросам.

Нарушения резолюции 1540 недопустимы. Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химическому оружию требуют тщательного расследования и реагирования Совета Безопасности. Острота задачи усиления борьбы с актами терроризма настолько высока, что инструментария резолюции 1540, выполняющей свою важную функцию, равно как и инструментария других резолюций, сфокусированных на конкретных сюжетах, недостаточно. Здесь требуется глобальный и комплексный подход. Мы к такой работе готовы.

В заключение хотелось бы еще раз подтердить нашу заинтересованность в укреплении режима нераспространения ОМУ и готовность делать для этого все возможное с опорой на активное взаимодействие с региональными и международными партнерами.