Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по миростроительству и сохранению мира через комплексные подходы

Г-да сопредседатели,

Благодарим Помощника Генсекретаря Халеда Хияри и Администратора ПРООН Ахима Штайнера за содержательные брифинги. Внимательно выслушали представителя гражданского общества.

Поддерживаем тезис о том, что мир переживает системный кризис. Развиваются новые политические полюсы и экономические объединения, которые должны стать частью более справедливого миропорядка, способного эффективно противодействовать комплексу взаимосвязанных глобальных угроз. В «Новой повестке для мира» Генсекретаря мы видим прежде всего призыв к государствам-членам ООН определить, какой должна быть эта система. Неоспорим и тезис о том, что достичь этого не удастся без восстановления доверия и укрепления солидарности. Это невозможно без неукоснительного соблюдения Устава ООН во всей его полноте, без лицемерия и двойных стандартов, при уважении национального суверенитета и преодолении пережитков колониальной эпохи.

В докладе Генсекретаря «Новая повестка для мира» содержится очень важная мысль о том, что главной движущей силой в международных отношениях должна быть дипломатия, поиск политических решений через диалог. А также, что миростроительство и предотвращение конфликтов должны быть дестигматизированы в отношении возможных рисков вмешательства во внутренние дела. Навязывание каких-либо готовых рецептов не только неприемлемо, но и контрпродуктивно. ООН необходимо отойти от парадигмы, где есть страны-реципиенты помощи и есть те, которые диктуют повестку дня. В этой связи отрадно, что в «Новой повестке для мира» во главе угла всех превентивных и миростроительных действий стоит приоритет национальных планов и лидерство национальных игроков. Но и здесь есть нюанс. Многие страны обращаются за поддержкой в областях, которые более охотно финансируются донорами. И здесь не придерешься – принцип национальной ответственности формально соблюден. Но при этом финансирование этих областей не решает проблем, связанных с коренными причинами конфликтов. В этой связи возникает вопрос: дело ли в неверной расстановке приоритетов национальными властями или в ограниченном круге областей, на которые государства могут получить ресурсы от доноров.

Отдельной проблемой – и сказать об этом меня подтолкнуло выступление г-на А.Штайнера – является нарастающая политизация оказания помощи развитию. Хотелось бы сослаться на пример Афганистана, про который говорил глава ПРООН. Афганистану по политическим причинам перекрыто содействие развитию. Второй пример – Мали, которой помощь в целях развития была прекращена некоторыми европейскими странами за позицию, занятую в Генеральной Ассамблее. Наиболее вопиющим примером уже многие годы является Сирия, и печально, что к такой линии подключилась и ООН – существует документ “Parameters and principles of UN assistance to Syria”, который прямо запрещает ооновским организациям «на земле» заниматься восстановлением и реконструкцией.

Г-да сопредседатели,

Право на питание является неотъемлемым правом человека. Однако, несмотря на масштабы финансирования на продовольственную безопасность, количество голодающих в мире только увеличивается. Хотя, по убеждению ООН, в мире более чем достаточно продовольствия. Но есть насущная проблема с его распределением. Также среди причин вооруженные конфликты, последствия изменения климата, стихийные бедствия. Сюда же относятся односторонние санкции и сельскохозяйственное закабаление развивающихся стран, в том числе бывшими метрополиями, лишение их возможности развивать самостоятельный потенциал и продовольственный суверенитет.

Изменение климата – безусловно глобальный вызов. Однако повсеместную «секьюритизацию» этой проблематики считаем контрпродуктивной. Серьезных научных данных о том, что изменение климата вызывает конфликты, нет. Принципиальную роль играют социально-экономические факторы и степень развития государства, напрямую влияющие на способность страны реагировать как на негативные последствия климатических изменений, так и на стабильность в целом. Реальные корни каждой конфликтной ситуации должны рассматриваться индивидуально.

Отмечаем также перекос при рассмотрении вопросов, связанных с повесткой «Женщины, мир и безопасность», в сторону политических и правозащитных аспектов. Это важно. И мы видим, что доноры с готовностью спонсируют программы по осведомлению женщин об их правах. При этом в работе на направлении, непосредственно связанном с улучшением экономического положения женщин как мощного фактора стабилизации обществ в условиях постконфликтного восстановления, существует неоправданное отставание. Необходимо предпринять дополнительные усилия по обеспечению социально-экономических аспектов положения женщин, их доступа к ресурсам, технологиям, банковскому сектору и конечно образованию.

Г-да сопредседатели,

Убеждены, что инструментов, имеющихся в арсенале ООН и вне ее вполне достаточно для эффективного осуществления комплексного подхода для миростроительства и сохранения мира. Отрадно, что Генассамблея согласовала выделение средств из бюджета ООН в Фонд по миростроительству. При этом считаем принципиально важным достижением, что распределение этих ресурсов будет подконтрольно государствам-членам.

Необходимо восстановить доверие между ними и руководствоваться истинной национальной ответственностью, а не вынуждать страны подстраиваться под популярную повестку.

Важно также повысить эффективность, беспристрастность и репрезентативность Секретариата, что также отмечено в «Новой повестке» и подтверждено сегодня г-но Х.Хияри. Убеждены, что эти параметры во многом являются залогом доверия государств-членов к деятельности ООН, которая по-прежнему высоко востребована в нашем общем деле противодействия вызовам современности и формирования подлинно справедливого миропорядка.

Благодарю за внимание.

Видео выступления