Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Н.В.Соколовой на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» на тему «Эволюция ландшафта киберугроз и ее последствия для поддержания международного мира и безопасности»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Высокого представителя по вопросам разоружения Адедежи Эбо и директора Института ООН по исследованию проблем разоружения Робина Гайса за их доклады. Внимательно выслушали представителя частного сектора Валерию Кеннеди. 

Российская Федерация стояла у истоков обсуждения вопросов международной информационной безопасности в ООН. Впервые мы подняли эту тему в Генассамблее еще в 1998 году. 26 лет назад Россия внесла первый проект резолюции по данной теме, впоследствии ставший ежегодным. По российской инициативе вопросы безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий обсуждались сначала в рамках профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН, а после – в инклюзивном формате Рабочей группы ООН открытого состава, которая сегодня работает под умелым председательством Постоянного представителя Сингапура Бурхана Гафура.

Именно РГОС является уникальной единой переговорной площадкой под эгидой ООН для обсуждения вопросов международной информационной безопасности. В ее рамках все государства-члены могут на равных участвовать в дискуссии и принятии консенсусных решений по различным аспектам ее мандата. 

На этом фоне нам неясна «добавленная стоимость» обсуждения проблематики международной информационной безопасности на площадке Совета Безопасности. Считаем контрпродуктивным дублирование усилий международного сообщества и «растаскивание» данной темы по различным ооновским трекам. Большой вопрос, который по сей день остается нерешенным, какие случаи злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно было бы с уверенностью отнести к прямым угрозам международному миру и безопасности. 

Убеждены, что усилия международного сообщества должны быть сосредоточены на продолжении укрепления межгосударственного взаимодействия в рамках РГОС в целях достижения конкретных, практических результатов в деле обеспечения международной информационной безопасности. Приветствуем согласование инициативы о формировании глобального межправительственного реестра в этой области на основе идеи, предложенной Российской Федерации. Считаем принципиально важным закреплять и развивать достигнутые РГОС результаты, в том числе в рамках будущего переговорного формата, решение о котором должно быть также принято в рамках РГОС. Россия уже представила свое видение постоянно действующего инклюзивного механизма в данной области.

Для нашей страны приоритетом является формирование универсальных юридически обязывающих инструментов в области информационной безопасности, что будет способствовать предотвращению межгосударственных конфликтов в этой сфере. В 2023 г. Россия представила в Генассамблее ООН прообраз профильного международного договора – концепцию конвенции об обеспечении международной информационной безопасности. Приглашаем все государства-члены к предметной дискуссии на основе нашего предложения.

Г-жа Председатель,

Вызывают самую серьезную озабоченность попытки западных коллег и их союзников использовать обвинения в злонамеренной деятельности с использованием ИКТ в качестве рычага давления на «неугодные» государства, включая КНДР. Сколь-нибудь убедительных доказательств в подтверждение этих слов не приводится. 

Инструментом в этой нечистоплотной игре неоднократно становилась Группа экспертов Комитета СБ ООН 1718 по КНДР, которая по наводке одного государства обращалась к российской стороне по поводу приписываемых Пхеньяну компьютерных атак на российские структуры. Когда же мы запросили точные данные, необходимые для расследования предполагаемых инцидентов, – такие как точное время, использовавшиеся IP-адреса, серверные мощности, компьютерное оборудование и координаты его местоположения – эксперты отвечали, что не получали от своего «источника» дополнительную информацию. 

Уважаемые коллеги,

Это наглядная иллюстрация того, что эта Группа экспертов, которую так превозносят ряд коллег, не справлялась со своими обязанностями и, по сути, занималась сбором и перепечаткой низкопробных, политически ангажированных слухов из сомнительных источников. Например, на фоне существенной эскалации на Корейском полуострове из-за наращивания США и их союзниками по НАТО военной активности, Группа экспертов анализировала такой крайне «важный» с точки зрения поддержания международного мира и безопасности вопрос по газетным заголовкам, как происхождение дамских сумочек. Сегодня нам предлагается принять выкладки данной Группы в области безопасности ИКТ как истину в последней инстанции. Это несерьёзно. 

Мы неоднократно разъясняли нашу позицию по продлению мандата Группы экспертов и в целом в отношении необходимости серьезной дискуссии по северокорейскому санкционному режиму. К сожалению, западные коллеги подтвердили свою неготовность к обсуждению реальных шагов по справедливому урегулированию ситуации на Корейском полуострове. 

Категорически отвергаем любые рассуждения на тему того, что Россия якобы поощряет злонамеренные действия в информационном пространстве. Это просто абсурд. Россия на протяжении четверти века выступает за предотвращение милитаризации информационного пространства. Мы начали это делать задолго до того, как страны Запада вообще признали существование такого риска. Именно Россия все эти годы предлагала заключить юридически обязывающие договоренности в целях предотвращения конфликтов в этой сфере. Западные же страны, прежде всего США, эту идею как отвергали, так и продолжают отвергать, стремясь сохранить за собой максимальную «свободу рук».

Лицемерие западных коллег особенно проявляется на фоне признания высокопоставленными лицами США фактов проведения против России наступательных операций с использованием ИКТ, а также закрепления в доктринальных установках Вашингтона и НАТО «наступательных» – а по сути агрессивных – подходов. 

Односторонние и бездоказательные инсинуации в «агрессивных» и «враждебных» действиях в адрес государств в информационном пространстве неприемлемы. Атрибуция ответственности, как заметили сегодня наши китайские коллеги, требует профессионального подхода и предоставления исчерпывающих технических доказательств – такое понимание было впервые закреплено в докладе профильной ГПЭ в 2013 году. Этого невозможно добиться без деанонимизации информационного пространства, а также формирования справедливых и прозрачных механизмов установления источников компьютерных атак. Однако этому препятствуют прежде всего разработчики ИКТ западных стран, прикрываясь предлогами о защите свободы слова. При этом, эта самая свобода ограничивается или попросту нарушается их же компетентными ведомствами в сочетании с организацией американскими властями глобальных программ «кибершпионажа» и манипулирования информационными потоками через использование потенциала ИТ-корпораций. Как бы ни хотелось нашим американским коллегам стереть из общественной памяти разоблачения Эдварда Сноудена, мир их прекрасно помнит.

Не стоит забывать и о том, что США и их союзники в свое время сопротивлялись созданию профильной РГОС, а после попросту принялись «ставить ей палки в колеса», продвигая идеи создания конкурирующих переговорных площадок, где западные страны играли бы «первую скрипку» – таких, как «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств».

Тревожат и попытки размывания глобальной дискуссии по вопросам противодействия использованию ИКТ в преступных целях. Ярким примером является упоминавшаяся сегодня «инициатива по противодействию вирусам-вымогателям». Подобные «клубы для избранных», не особо скрывающие свою политизированную направленность, подрывают усилия государств-членов ООН по разработке универсальных механизмов борьбы с использованием ИКТ в преступных целях – в частности, по линии профильного Спецкомитета ООН.

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация занимает конструктивную позицию в вопросах обсуждения международной информационной безопасности. Наша страна продолжит отстаивать принципы формирования мирной и безопасной ИКТ-среды в глобальном масштабе. Призываем все конструктивно настроенные государства к поддержке этих усилий в рамках РГОС как единой переговорной площадки, в том числе и после окончания мандата действующей Группы в 2025 году.

Благодарю Вас.

Видео выступления