Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского на встрече членов Совета Безопасности ООН «по формуле Арриа»

Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность организаторам данного заседания за то, что они предоставили возможность рассказать о Крыме и о происходящем там. И это даже несмотря на то, что это заседание имеет провокационное название - «Российская оккупация Крыма». Есть такая арабская пословица – «сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Поэтому можно сколько угодно говорить о российской оккупации Крыма, но таковой просто нет.

Перед его началом многие подходили ко мне и к моим коллегам по Представительству, стыдливо опускали глаза и спрашивали: «Вы придете?» - как бы с надеждой, что мы не придем. Я говорил: «Конечно, придем. А почему нет?».

У нас в ближайшие дни действительно большой праздник – мы будем отмечать четвертую годовщину добровольного вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Мы очень рады, что столько людей сегодня вместе с нами по этому поводу могут узнать последнюю информацию о том, что происходит в Крыму.  

Изначально наши коллеги по Совету Безопасности говорили нам, что задачей дискуссии будет обсудить международно-правовую ситуацию, привести факты о том, что происходит в Крыму. На это мы, естественно, откликнулись. Но, получается, что дискуссия-то сегодня не о Крыме. Дискуссия о России, о якобы совершенных ею действиях. Это тенденция последних дней. Такая практика называется «диванной дипломатией», когда люди, не знающие ничего о том, что происходит в каком-то регионе мира, и делающие суждения об этом только по сообщениям средств массовой информации, вдруг становятся экспертами. Собственно, то же самое мы видим и сейчас.

На Западе в последнее время применительно к России стало расхожим выражение «весьма вероятно» - «highly likely». Может быть, нашим коллегам стоит подумать и, что называется, не мелочиться и просто при организации новых таких дискуссий о России и ее мнимых действиях при их анонсе после «highly likely» просто ставить прочерк и добавлять по мере необходимости наши «прегрешения». От уважаемого представителя Соединенных Штатов о России я сегодня услышал еще «нет никаких сомнений» - «there is no doubt» - тоже хороший вариант. Диванной дипломатии это все очень подходит. Но к узнаванию правды никак не приближает.

Я, честно говоря, даже не хочу комментировать тот набор совершенно абсурдных обвинений, которые мы услышали от госпожи Алены Зеркаль. Не в первый раз уже именно от Вас мы слышим информацию о России, которая абсолютно не соответствует действительности, поэтому даже не вижу никакого смысла их опровергать. У Вас уже есть определенная репутация, поэтому, я думаю, мои коллеги мне это простят.

Я хотел бы сказать также, что сегодняшним организаторам, похоже, правда о том, что происходит в Крыму, абсолютно не нужна. Потому что мы, например, вышли с предложением перед тем, как эта встреча состоялась, о том, чтобы организовать прямой телемост с Крымом, с крымскими татарами. Мы предлагали даже, чтобы это было сделано с участием западных представителей, журналистов. Иначе нас обвинили бы в предвзятости и стремлении что-то приукрасить. Нам ведь абсолютно нечего скрывать в Крыму. Но нам сказали «нет», дескать, это не вписывается в такой формат дискуссии, которая будет даже не о правах человека, не о крымских татарах, а о том, что вы делаете в Крыму и как это угрожает международному праву.

Однако тема прав человека, оказывается, все-таки предусматривалась. Я здесь сегодня с интересом узнал о том, что есть такой представитель крымских татар - госпожа Баккали. Очень любопытные оценки Вы высказали сегодня. Но дело в том, что они ничего общего с действительностью не имеют. Вы просто не знаете, что происходит. Я считаю, что если уж и организовывать такие встречи, то обязательно нужно приглашать тех, кто живет в Крыму, и выслушивать их мнение о жизни полуострова сегодня, а не тех, кто о ситуации в Крыму никакого представления не имеет.

Если все-таки говорить по сути, наверное, я не открою Америку, если скажу, что ситуация в Крыму стала «волновать» определенные международные круги только после того, как крымчане добровольно на референдуме практически единогласно выразили волю воссоединиться с Россией. 97% проголосовало «за». Явка на референдум составила 94%. Я призываю всех задуматься: можно заставить прийти на референдум 2,5 млн. человек даже «под дулами автоматов», как нас пытаются уверить? В Крыму, кстати, ни одного выстрела не было произведено. Это тоже факт. Наверное, об этом никто не задумывается.

Многие узнали о существовании Крыма только после этого референдума. И тут же стали беспокоиться о ситуации с правами человека на полуострове, которая вдруг стала ни с того ни с сего якобы ухудшаться стремительными темпами. Нам, тем, кто в Крыму бывал после этого события и видел все своими глазами, просто смешно об этом слышать. Если бы те, кто так заботится о правах человека, посетили полуостров, они могли бы воочию убедиться, насколько далеки сказанные сегодня слова от реальности. Кстати говоря, Крым посетило много иностранных граждан, несмотря ни на что. И информацию о том, что происходит, они тоже дают, просто она никого не интересует.

Особенно цинична забота о крымчанах властей нынешней Украины, где при полном попустительстве международных борцов за права человека творятся вопиющие нарушения прав человека, происходят беззакония и преступления не только против своих собственных граждан, но и против жителей Донецка и Луганска.

Правовой беспредел сегодня творится на всей территории Украины: и в Киеве, и на западе, и на юге. Любое инакомыслие там преследуется. Те, кто осмеливаются противоречить официальному курсу, объявляются российскими агентами и коллаборационистами. Русофобию пытаются сделать официальной идеологией. Преступления не расследуются. Достаточно вспомнить чудовищное сожжение заживо 50 человек в Одесском доме профсоюзов. А убитые на Украине за правду журналисты?

В последние дни вообще появляется очень много любопытной информации о том, как произошел расстрел демонстрантов на Майдане. Буквально вчера, например, нынешние украинские власти в этом обвинила депутат Надежда Савченко, которую Украина так просила Россию выдать. Уж ее-то никак нельзя заподозрить в том, что она российские интересы представляет. Ей теперь, получается, тоже угрожает опасность?

В России, кстати, не существует никакой украинофобии. Ни официальной, ни бытовой. У нас не было и нет никакой неприязни к украинскому народу или украинцам, которые являются значительной частью населения России. Несмотря на оголтелую кампанию, которая развернута на Украине в отношении России, украинцы по-прежнему к нам регулярно приезжают. И просто так, и как трудовые мигранты. Причем изо всех регионов Украины. Но никто у них не спрашивает об их политическом кредо и отношении к России или о том, что происходит на Украине. По нашим городам разъезжают автомобили с украинскими номерами. А попробуйте въехать с российскими номера на Украину, просто ради интереса, почувствуйте отношение к россиянам. Может быть, провести журналистское расследование? Я как-то не слышал о каких-то серьезных инцидентах с украинскими гражданами в России. Дело в том, что мы искренне считаем их близкими и родными людьми. У нас нет к ним вопросов. У нас есть вопросы к украинским властям, которые довели свою страну и свой народ до нынешнего плачевного состояния и на достигнутом не успокаиваются.

Власти Украины цинично зовут крымчан «домой». Наверное, демонстрируя свою «любовь и заботу», в свое время они отрезали полуостров от энергоснабжения, перекрыли доступ к пресной воде через Северо-Крымский канал. А в Крыму и так всегда были проблемы с пресной водой. Стоит также вспомнить транспортную блокаду, засылку диверсантов на полуостров, которых мы регулярно ловим.

Крым в составе Украины был заброшенным регионом. В его дряхлеющую инфраструктуру не вкладывались средства, не решались проблемы национальных меньшинств, в том числе крымских татар, за которых сегодня так радеет Киев, и госпожа Бакалли в том числе. Конечно, это было связано с тяжелой экономической ситуацией на Украине в целом. Но ни у кого не было иллюзий, что власти Киева всегда смотрели на население Крыма, где подавляющее большинство составляли русскоязычные, как на «пятую колонну»  и не спешили в него вкладываться.

Пока на Украине не произошел государственный переворот и к власти не пришли откровенные националисты и русофобы, крымчане это терпели. Когда это произошло, терпеть не стали. И слава Богу. Иначе бы мы были свидетелями гораздо худшего произошедшего и происходящего сейчас на Донбассе. Ведь там люди тоже хотели всего лишь права говорить на родном языке и уважать память о подвиге своих предках. За это на них посыпались пули и снаряды. Именно в Киеве сами подтолкнули их к тому, чтобы из этого плена освободиться. Вы – творцы этой ситуации. Вам некого винить в этом. Только себя.

За четыре года Крымский полуостров совершил значительный рывок вперед. Заработные платы жителей полуострова выросли на 60%, пенсии увеличились более чем в два раза. На крымчан распространены все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры социального обеспечения и защиты. Существенно снизилась преступность. Почти построен Крымский мост - уникальное сооружение, строится автомагистраль от Керчи до Севастополя. Уже возведено здание нового современного аэропорта. Скоро будут введены в эксплуатацию две ТЭС, которые обеспечат Крым электроэнергией. Успешно решается вопрос с обеспечением полуострова пресной водой. Ремонтируются здания и сооружения.

Особое внимание уделяется межнациональным и межконфессиональным отношениям. Сейчас в Республике три официальных языка – русский, украинский и крымско-татарский. Школьники могут получить образование на любом из них, по выбору родителей. Каждая из общин имеет все возможности для сохранения своего культурного наследия. Особо стоит остановиться на крымских татарах, поскольку, слушая сегодняшние выступления, могло создаться такое ощущение, что крымских татар вообще там даже больше и нет. Они якобы все разбежались от ужасающей российской агрессии. Но это совершенно не так. Убедиться в этом можно, только приехав в Крым.

Те, кто приедут, узнают, что крымско-татарская община представлена в Крыму в органах власти всех уровней, в том числе пропорционально ее доле в населении. Так, в органах внутренних дел и прокуратуре крымские татары составляют не менее 10% сотрудников. Согласно проведенному в начале 2017 года опросу общественного мнения, 75% представителей общины оказались удовлетворены своим уровнем жизни, 65% - оценивают ситуацию на полуострове положительно, 81% - не видят признаков межнациональной напряженности. Это разительно контрастирует с ситуацией в украинский период развития Крыма. Наибольшее одобрение крымско-татарской общины вызывает тот факт, что наконец-то для них был решен земельный вопрос, имеющий большую остроту из-за поощрявшихся украинской властью «самозахватов».

Йоанна (Постпред Польши при ООН) упоминала о Будапештском меморандуме – раз уж речь о нем зашла, я все-таки скажу несколько слов. Задача Будапештского меморандума и иных договоренностей состояла, прежде всего, в укреплении режима ядерного нераспространения на основе Договора о нераспространении ядерного оружия и недопущении появления новых обладателей ядерного оружия после распада СССР. Важно понимать, что никто из государств, образовавшихся на базе республик бывшего СССР никогда не обладал ядерным оружием и никогда не признавался в качестве ядерных. Поэтому рассуждения о якобы «добровольном отказе» от ядерного оружия – не более чем пропагандистский трюк.

Любые обвинения России в нарушении положений Будапештского меморандума в привязке к событиям на Украине и в Крыму абсолютно беспочвенны.

Будапештский меморандум не является международным договором и не налагает дополнительных юридических обязательств на государства, помимо имевшихся у них на момент его подписания. Подтверждённые в меморандуме обязательства депозитариев ДНЯО в соответствии с принципами, зафиксированными в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ – воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, а также уважать независимость, суверенитет и существующие границы – полностью нами соблюдаются. Подтверждённые в меморандуме принципы включают также принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, который и был применен в ситуации в Крыму. Важно помнить, что на саммите СБСЕ в Будапеште в 1994 г. и в ходе мероприятий «на полях» этой встречи Россия не брала на себя обязательства принуждать часть Украины оставаться в ее составе против воли местного населения. Этого в Будапештском меморандуме нет.

Неотъемлемой составной частью пакетных будапештских договоренностей было принятое одновременно с Меморандумом совместное заявление руководителей России, Великобритании, США и Украины, в котором, в частности, подтверждалась значимость обязательств в рамках СБСЕ, призванных противодействовать росту агрессивного национализма и шовинизма. Очевидно, что Киев эти обязательства не выполнил и на протяжении многих лет открыто попустительствовал росту украинского национализма в его самых агрессивных формах. Много лет Киев противодействовал закрепленному в Заключительном акте СБСЕ праву народа Крыма распоряжаться своей судьбой, что стало одним из решающих факторов в деле самоопределения народа Крыма и Севастополя и его выбора в пользу воссоединения с Россией.

Вхождение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации является законной формой реализации права на самоопределение в ситуации, когда на Украине при поддержке извне произошел государственный переворот с применением силы. Такая форма реализации права на самоопределение являлась единственно возможным способом защиты народа Крыма перед лицом разгула национал-радикальных элементов на Украине. Те, кто говорит об «аннексии» Крыма, игнорируют легитимное право жителей полуострова самим определять свою судьбу. Еще раз хотел бы повторить: утрата территориальной целостности Украины стала результатом внутренних процессов, к которым Россия отношения не имеет.

Если еще раз вернуться к Будапештскому меморандуму, чтобы расставить все точки над «i», то не соответствуют действительности заявления, что Россия якобы расшатывает концепцию т.н. «негативных гарантий» безопасности неядерным государствам. Общим элементом Будапештского меморандума и концепции «негативных гарантий» является обязательство не применять и не угрожать применением ядерного оружия неядерным государствам. Данное обязательство России перед Украиной никак не нарушается. Все прочие обязательства по Будапештскому меморандуму лишь воспроизводят известные принципы ОБСЕ и отношения к концепции «негативных гарантий» не имеют.

О Крыме по-прежнему тиражируются небылицы. И сегодняшний день –подтверждение этому. Причем делают это не только в Киеве. Наши западные коллеги тоже уже к этому привыкли и с удовольствием этим занимаются. Честно говоря, мы на это все уже просто перестали обращать внимание. Если бы даже всего того, что я перечислил, с Крымом после воссоединения с Россией не произошло, мне достаточно было бы сегодня сказать о нашем главном достижении – мы стали защитой для 2,5 млн. человек и сохранили им жизнь, они получили возможность свободно развиваться, получать образование для своих детей на том языке, на котором они хотят, будь то русский, украинский или крымско-татарский.

Воспринимайте это как хрестоматийный пример успешного предотвращения конфликта и содействия свободному волеизъявлению граждан – ведь именно это называется сегодня главным приоритетом в ООН.

Для тех, кто не очень хорошо понял, я хотел бы сказать, что мы гордимся тем, что мы сделали четыре года назад, и считаем, что это было правильно. Количеством построенных дорог, мостов и ТЭС счастье, конечно, не измеришь, главное – право на жизнь. Всем собравшимся здесь сегодня хочу сказать одно: если вы действительно хотите разобраться в том, что происходит в Крыму, вы можете приехать и воочию в этом убедиться. Наши британские коллеги утверждали сегодня, что Крым закрыт для посещений, – это абсолютно не так. Этот регион открыт для посещений, как и все другие регионы Российской Федерации. Только в 2017 году полуостров посетили более 100 иностранных делегаций, состоялось свыше 70 международных мероприятий.

Я прошу прощения, что отнял сегодня столько времени у вас, но мне хотелось привнести в вашу дискуссию хоть какой-то фактологический элемент, поделиться тем, что происходит в Крыму. Я надеюсь, мне это удалось. Но у меня все равно есть такое ощущение, что я немножко испортил вам сегодня праздник. Я думаю, дискуссия, может быть, пойдет более плодотворно и вам будет проще обмениваться разными небылицами о Крыме и измышлениями о том, что Россия “наверняка” или “вне сомнения” сделала, в мое отсутствие. Я оставляю здесь послушать своих коллег, вам же всем желаю хорошего и плодотворного дня.