Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации И.А.Тяжловой на шестой сессии Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 по пункту повестки дня «Применение международного права к использованию ИКТ государствами»

Г-н Председатель,

Международно-правовое регулирование информпространства – один из наиболее важных и в то же время сложных аспектов мандата Рабочей группы открытого состава (РГОС). За 25 лет обсуждения данной темы под эгидой ООН в мировом сообществе сложился консенсус лишь относительно применимости общепризнанных принципов международного права к сфере ИКТ. Речь, прежде всего, о суверенном равенстве, неприменении силы и угрозы силой, уважении территориальной целостности государств, разрешении международных споров мирными средствами, невмешательстве во внутренние дела, добросовестном выполнении обязательств по международному праву и межгосударственном сотрудничестве.

При этом применение даже указанных принципов в сфере использования ИКТ не должно осуществляться автоматически ввиду правовой и технической специфики информационной среды. Речь, в частности, о таких особенностях, как трансграничный и всепроникающий характер ИКТ, анонимность их использования, возможность их применения для целей двойного назначения. Как быть государству в ситуации, когда находящаяся на его территории информационная инфраструктура, используемая для проведения компьютерных атак, принадлежат иностранной компании? Как обеспечить суверенитет государства в его информационном пространстве в условиях, когда глобальные сети связи находятся под контролем отдельных стран? Как в таких обстоятельствах гарантировать соблюдение Устава ООН и принципов международного права, касающихся суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела?

Это лишь часть вопросов, на которые требуется дать ответы, чтобы исключить в международных отношениях так называемую политическую атрибуцию компьютерных атак. Еще один важный аспект этой дискуссии – проблема достоверного определения источника вредоносного воздействия. Необходимо придерживаться принципа, закрепленного в резолюции ГА ООН №73/27 и в докладах групп правительственных экспертов 2015 и 2021 гг.: все обвинения в организации и совершении противоправных деяний, выдвигаемые против государств, должны быть обоснованными. Недопустимо возлагать ответственность за инциденты в информпространстве на кого-либо без доказательств и тем более по собственному усмотрению вводить односторонние ограничительные меры. Требуется согласовать организационные и технические механизмы деанонимизации, позволяющие объективно идентифицировать источники компьютерных атак и распространения противоправной информации.

Очевидно, что в международном праве существует множество «лакун» применительно к информпространству. В этой связи считаем, что повторяемый рядом государств тезис о достаточности и полной применимости действующего международного права для регулирования цифровой среды совершенно несостоятелен. Именно такой вывод звучал по итогам недавнего семинара Института ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР). Не раскрывая детали мероприятия – оно проводилось «по правилам Чатем-хаус», скажу лишь, что рассмотрение конкретных сценариев наглядно продемонстрировало невозможность полноценного регулирования информпространства на основе существующих норм.

Единственный способ заполнить пробелы в международном праве – его поступательное развитие путем выработки новых норм, которые учитывали бы специфику ИКТ. Оптимально – вести дело к согласованию универсального юридически обязывающего инструмента. На наш взгляд, только таким образом можно обеспечить исключительно мирное использование ИКТ и предотвращение конфликтов в этой сфере. В отсутствие соответствующих международно-правовых обязательств государства не могут быть привлечены к ответственности за противоправные деяния.

Россия совместно с группой стран представила в качестве прообраза будущего международного договора концепцию конвенции ООН об обеспечении международной информбезопасности. Подробно остановились на ней в рамках дискуссии по правилам, нормам и принципам поведения государств. Документ опубликован на сайте РГОС и открыт к обсуждению. 

Спасибо за внимание.