Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе общеполитической дискуссии сессии Комиссии ООН по разоружению

Г-н Председатель,

Разрешите поздравить Вас с избранием на этот ответственный пост и выразить надежду, что под Вашим руководством нам удастся сохранить позитивную динамику в работе Комиссии ООН по разоружению (КОР) и добиться успешной реализации поставленных перед ней задач. Российская делегация готова оказывать Вам в этом всяческое содействие.

Россия последовательно выступает за упрочение центральной роли ООН в сфере международной безопасности, усиления режимов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Первостепенной задачей неизменно видим всемерное укрепление разоруженческого механизма ООН, неотъемлемой частью которого является КОР.

Не считаем возможным рассматривать тематику КВРН вне контекста актуальных реалий в области стратегической стабильности. В погоне за мировым господством и военным превосходством Вашингтон и его союзники расширяют сеть альянсов, направленных против третьих стран, и активно осуществляют целый ряд программ, подрывающих глобальную стабильность и региональную безопасность. Наиболее острая угроза – деструктивный курс США и НАТО на эскалацию украинского кризиса в целях нанесения России «стратегического поражения», что чревато прямым военным столкновением ядерных держав. Подобная политика в корне противоречит логике, закреплённой в совместном заявлении лидеров стран ядерной «пятёрки» от 3 января 2022 г. и предусматривающей необходимость предотвращать любые вооружённые конфликты между государствами, обладающими ядерным оружием, а также на деле проявлять взаимное уважение и признание интересов друг друга в области безопасности. Именно действия Запада вразрез с этими принципами и привели к обострению конфликта вокруг Украины.

На этом фоне вдвойне лицемерна линия Вашингтона в вопросах контроля над вооружениями. Многочисленные шаги США по демонтажу мешающих им соглашений сочетаются с циничными попытками продвигать такие инициативы, которые выгодны только американской стороне и направлены на создание для неё односторонних преимуществ. Неадекватны и призывы Вашингтона заниматься снижением стратегических рисков, в то время как на деле США продолжают целенаправленно их создавать своими провокациями и силовым давлением на другие страны. Их интересует лишь то, как сделать такой прессинг максимально безопасным для себя самих.

Для предотвращения дальнейшей деградации обстановки и поддержания долгосрочной стабильности необходимы системные и комплексные усилия по выстраиванию обновлённой и стрессоустойчивой архитектуры международной безопасности, основанной на универсальных принципах многосторонности, подлинного равноправия и учёта коренных интересов всех сторон. Определяющую роль в поиске путей вывода системы КВРН из кризиса отводим разоруженческому механизму ООН.

Г-н Председатель,

Россия неизменно выступает за укрепление режима ядерного нераспространения, базирующегося на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Многолетняя история успешного функционирования ДНЯО является свидетельством его востребованности для всех государств-участников – как ядерных, так и неядерных. Все они наравне должны способствовать общему снижению уровня международной напряжённости, укреплению стабильности и формированию реалистичной глобальной разоруженческой повестки дня в соответствии со взаимоувязанными целями, зафиксированными в Статье VI ДНЯО.

Очевидно, что ядерное разоружение также не может рассматриваться изолированно, в отрыве от текущей международной обстановки. Не видим перспектив у подходов, предполагающих «короткий путь» к безъядерному миру через объявление ядерного оружия «вне закона». Не можем согласиться с призывами к ядерным державам немедленно и безусловно отказаться от соответствующих арсеналов без учёта их законных интересов в сфере безопасности, что противоречит принципу ненасения ущерба чьей-либо безопасности, закреплённому в консенсусных документах обзорного процесса по ДНЯО.

В 2023 г. стартовал новый обзорный цикл ДНЯО. Надеемся, что государства-участники будут привержены сохранению Договора. Основной угрозой ДНЯО сейчас является то, что западные страны используют Договор для решения собственных политических задач, никак не связанных с вопросами нераспространения ядерного оружия. Если это продолжится, то высок риск, что результат текущего обзорного цикла окажется аналогичен предыдущим двум. Чтобы этого не произошло, государствам-участникам, и прежде всего странам западного блока, необходимо пересмотреть свои во многом завышенные требования и ожидания, проявив готовность к более открытому и уважительному взаимодействию в ходе дальнейших мероприятий, следующее из которых состоится на женевской площадке.

Россия в качестве наблюдателя вносит существенный вклад в работу ежегодной Конференции ООН по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки (ЗСОМУ). Уже состоявшиеся четыре сессии убедительно доказывают, что с запуском этого формата появилась дополнительная возможность для продвижения вопроса о ЗСОМУ вперед.

Ситуация вокруг ДВЗЯИ оставляет желать лучшего. США, которые были главным инициатором этого Договора, с 1999 г. не сделали ни одного существенного шага, чтобы его ратифицировать. При этом Вашингтон продолжает поддерживать свой испытательный полигон в Неваде в состоянии готовности, не отказываясь от идеи провести полноценное ядерное испытание в рамках модернизации своего арсенала.

Мы устали ждать, когда США исполнят свои обещания и ратифицируют ДВЗЯИ. Ссылки американских политиков и дипломатов на якобы невозможность провести соответствующее решение через конгресс США мы рассматриваем как отговорки. Именно безответственная линия Вашингтона по отношению к ДВЗЯИ побудила нас отозвать его ратификацию. При этом Россия остается государством, подписавшим данный Договор, со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами, продолжает полноценное участие в Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ. Наша страна по-прежнему соблюдает введённый ещё в 1992 г. национальный мораторий на ядерные испытания. Примером приверженности России ДВЗЯИ является завершение в декабре 2023 г. сооружения нашего сегмента Международной системы мониторинга – ключевого элемента проверочного механизма этого Договора.

Г-н Председатель,

Россия приветствует готовность государств-членов приступить к обсуждению в рамках КОР новых технологий в контексте международной безопасности. Придаём особое значение отслеживанию научно-технических достижений, имеющих отношение к КВРН, исходя из их двойственной природы. С одной стороны, необходимо выявлять и анализировать риски, связанные с различными направлениями исследований и технологиями, для сокращения таких рисков до приемлемого уровня без ущерба научно-техническому прогрессу. С другой стороны, требуется повышать осведомленность и продвигать распространение знаний и достижений, способных помочь в укреплении международной безопасности.

Исходим из того, что предстоящая в КОР дискуссия по указанной тематике не должна дублировать обсуждения вопросов, связанных с новыми технологиями, которое уже ведется в параллельных диалоговых форматах. В частности, рассматриваем созданную по нашей инициативе и действующую под эгидой Первого комитета ГА ООН Рабочую группу открытого состава (РГОС) по международной информационной безопасности (МИБ) единственным профильным переговорным механизмом. Данное понимание закреплено в консенсусных рекомендациях РГОС и в ежегодных резолюциях ГА ООН по МИБ.

Считаем Конвенцию о «негуманном» оружии (КНО) оптимальным форматом для дискуссии по смертоносным автономным системам вооружений (САС). Перенос данной тематики на любые другие международные площадки, включая КОР и ООН в целом, представляется контрпродуктивным. Полагаем, что вопросы предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве требуют дальнейшего обсуждения в рамках профильных ГПЭ и РГОС, а проблематика биотехнологий и формирования в рамках Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) механизма обзора соответствующих научно-технических достижений - в Рабочей группе по укреплению КБТО.

Г-н Председатель,

Убеждены, что Комиссия ООН по разоружению способна внести значимый вклад в многосторонние усилия в области разоружения и контроля над вооружениями в соответствии со своим мандатом. Рассчитываем на подготовку рекомендаций в рамках I и II Рабочих групп.

Полагаем, что при наличии политической воли участники КОР могут преодолеть разногласия, активно включиться в конструктивную работу по повестке дня и достичь эффективных консенсусных результатов.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово: 

Г-н Председатель,

Российская Федерация категорически отвергает все прозвучавшие в наш адрес голословные и безосновательные обвинения.

Вынуждены отреагировать на провокационные заявления ряда западных стран в контексте российско-белорусского взаимодействия в военной ядерной сфере.

В реальности дестабилизирующую политику в указанной области уже много лет проводят именно страны НАТО, самопровозгласившие себя «ядерным альянсом». На протяжении десятилетий члены Североатлантического блока практиковали и сегодня продолжают развивать так называемые «совместные ядерные миссии». Это практика опирается на американское ядерное оружие, развёрнутое на шести военных объектах в пяти странах европейского континента, частью которого США не являются. Ядерные вооружения, которые Вашингтон держит на передовых базах за тысячи километров от своей национальной территории и активно модернизирует, способны оперативно применяться для поражения всё более широкого спектра стратегических целей на территории России и Белоруссии. Более того, совершенно не скрывается, что именно такие задачи отрабатываются в ходе соответствующих учений с привлечением второго эшелона стран НАТО, готовых обеспечивать воздушное сопровождение и прикрытие платформ доставки ядерного оружия США. При этом практически все члены альянса задействованы в непосредственном планировании применения ядерного оружия.

Фактор «совместных ядерных миссий» приобрёл повышенное значение в нынешних условиях, когда России приходится учитывать резкое обострение угроз, связанных с курсом Запада на нанесение нашей стране «стратегического поражения», чреватого прямым военным столкновением ядерных держав. Наши ближайшие союзники в Белоруссии также испытывают на себе возрастающее военно-политическое давление США и НАТО, в т.ч. усилиями стран, непосредственно граничащих с Союзным государством, некоторые из которых давно и открыто добиваются размещения части ядерного арсенала США на своей территории.

Мы долго проявляли сдержанность. Годами убеждали Вашингтон последовать нашему примеру и вернуть всё ядерное оружие на национальную территорию. Тщетно. Пришлось действовать иначе.

Предпринимаемые Россией и Белоруссией меры реагирования носят вынужденный и ответный характер, предпринимаются строго в рамках логики сдерживания, представляют собой дозированные и не сопоставимые по масштабам с практикой НАТО шаги, которые осуществляются на территории двух объединённых в Союзное государство братских стран, образующей единое оборонное пространство.

Постановка вопроса о пересмотре совместно принятых Россией и Белоруссией решений в ядерной сфере совершенно нереалистична без отказа США и НАТО от вредоносного курса на целенаправленный подрыв нашей безопасности и без полного вывода из Европы американского ядерного оружия с ликвидацией соответствующей инфраструктуры.

В связи с критическими заходами стран Запада относительно решения России приостановить действие ДСНВ отмечаем следующее.

Данное решение – закономерный итог глубокой деградации по вине США российско-американских отношений, включая серьезное обострение военно-политических противоречий. Крайняя степень враждебности Вашингтона, курс на разжигание и злонамеренную эскалацию конфликта на Украине, а затем и на прямой подрыв нашей национальной безопасности – все это коренным образом изменило обстоятельства по сравнению с теми, в которых заключался ДСНВ.

США подорвали фундаментальные принципы, а также те понимания, которые закреплены в Договоре и без которых он не был бы заключён. В частности, проигнорированы принцип неделимой безопасности, обозначенная сторонами приверженность выстраиванию отношений на основе доверия и сотрудничества, признание взаимосвязи СНВ-ПРО.

Кроме того, Вашингтон уже давно и существенно нарушает центральные количественные ограничения по Договору, нелегитимно исключив из засчёта более 100 ед. СНВ.

Более того, оказав режиму в Киеве военно-техническое и разведывательное содействие, американцы по сути нанесли «его руками» вопиюще провокационные удары по российским стратегическим объектам, заявленным по ДСНВ.

В условиях, когда консолидированный на антироссийской основе ядерный блок НАТО заявил о намерении нанести нам «стратегическое поражение», вынуждены со всей серьезностью учитывать фактор совокупного ядерного арсенала США, Великобритании и Франции, который они совместно способны обратить против России.

Таким образом, приостановление действия ДСНВ – вынужденный, легитимный и полностью обоснованный шаг с нашей стороны.

Призывы США и их союзников к двусторонним переговорам по контролю над вооружениями с их «обособлением» от негативного военно-политического контекста и в целом удручающего состояния отношений Россия – США носят циничный и неадекватный характер. Цель – под броскими лозунгами добиться новых ограничений на российский ядерный арсенал при одновременном «выводе за скобки» совокупного преимущества Запада в неядерных потенциалах. Не отвергаем саму идею контроля над вооружениями, но не видим основы для её реализации вне комплексной работы над укреплением архитектуры безопасности и стабильности, которая велась бы на основе уважения к коренным интересам России и была направлена на устранение созданных США серьёзнейших проблем, лежащих в основе наших ключевых противоречий с Западом. Не наблюдаем наличия у Вашингтона необходимой для этого политической воли и готовности кардинально пересмотреть крайне враждебный антироссийский курс, который блокирует саму возможность предметного и нацеленного на результат взаимодействия по вопросам безопасности.

Оставляющая желать лучшего ситуация вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний – результат отсутствия с 1999 г. со стороны США, которые были главным инициатором этого Договора, любых существенных шагов для его ратификации. При этом Вашингтон продолжает поддерживать свой испытательный полигон в Неваде в состоянии готовности, не отказываясь от идеи провести полноценное ядерное испытание в рамках модернизации своего арсенала.

Мы устали ждать, когда США исполнят свои обещания и ратифицируют ДВЗЯИ. Ссылки американских политиков и дипломатов на якобы невозможность провести соответствующее решение через конгресс США мы рассматриваем как отговорки. Именно безответственная линия Вашингтона по отношению к ДВЗЯИ побудила нас отозвать его ратификацию. При этом особо подчеркнем, что Россия остается государством, подписавшим данный Договор, со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами, продолжает полноценное участие в Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ. Наша страна по-прежнему соблюдает введённый ещё в 1992 г. национальный мораторий на ядерные испытания. Примером приверженности России ДВЗЯИ является завершение в декабре 2023 г. сооружения нашего сегмента Международной системы мониторинга – ключевого элемента проверочного механизма этого Договора.

Ряд пояснений по поводу ситуации вокруг Запорожской АЭС (ЗАЭС). По итогам состоявшихся референдумов ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России в качестве новых субъектов. В российскую юрисдикцию перешла и ЗАЭС. Создана «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС», которая обеспечивает её работу.

Актуальным остаётся вопрос о прекращении украинских нападений и провокаций в отношении ЗАЭС и г. Энергодар, в котором проживают сотрудники станции и члены их семей. Безрассудные действия Киева были бы невозможны, если бы не постоянная политическая поддержка, оказываемая Украине странами Запада. Именно она внушает украинским властям ложную надежду на безнаказанность и провоцирует на новые авантюры.

Украина заблокировала все инициативы гендиректора МАГАТЭ, направленные на укрепление безопасности ЗАЭС: сначала проект трёхсторонних договоренностей, затем – две отдельные двусторонние договорённости Россия-МАГАТЭ и Украина-МАГАТЭ. Отвергли украинские власти и предложение руководителя Агентства о создании на станции зоны защиты эксплуатационной и физической ядерной безопасности.

Не поддержал Киев и озвученные гендиректором МАГАТЭ Р.Гросси 30 мая 2023 г. в ходе заседания СБ ООН пять тезисов по обеспечению безопасности станции. Рекомендации Р.Гросси создают основу для того, чтобы Секретариат МАГАТЭ наконец-то огласил имеющуюся у него информацию об украинских атаках на ЗАЭС, а также открыто осудил столь безрассудные действия Киева.

Со своей стороны всегда поддерживали предложения гендиректора МАГАТЭ, направленные на укрепление ядерной безопасности станции. Мы никогда не размещали и не планируем размещать на территории ЗАЭС воинские контингенты и военную технику, предназначенную для наступательных действий. На ЗАЭС находятся только те силы, которые необходимы для её охраны, а также для ликвидации возможных последствий украинских атак.

Со своей стороны продолжим обеспечивать защиту ЗАЭС таким образом, чтобы не дать возможность Киеву и коллективному Западу создавать угрозы ее безопасному функционированию.

Россия, несмотря на чинимые Украиной препятствия, сделала всё от неё зависящее для обеспечения эффективного и безопасного присутствия МАГАТЭ на ЗАЭС, начиная с 1 сентября 2022 г. Готовы и далее оказывать необходимое содействие Секретариату Агентства в этом вопросе.

Хотели бы также отреагировать на безосновательные заявления западных стран в связи с взаимодействием России с Ираном и КНДР. Мы неоднократно подробно излагали оценки на этот счет (в т.ч. в письмах к Генсекретарю ООН и председателю СБ ООН). Отмечаем надуманный, бездоказательный и политически ангажированный характер американских и европейских претензий, которые строятся на беспочвенных подозрениях, голословных утверждениях и несостоятельных выводах, выдаваемых за факты. Никто до сих пор так и не представил никаких убедительных материальных доказательств. Данные безапелляционные инсинуации – не более чем очередная циничная и лицемерная попытка нарастить давление на наши страны и отвлечь внимание от безрассудных и эскалационных действий Вашингтона и его союзников в различных регионах мира, которые являются реальным источником угроз международному миру и безопасности.

Что касается вопроса продления полномочий Группы экспертов санкционного комитета 1718, то позиции России была детально представлена на заседании СБ ООН 28 марта с.г. Убеждены, что в Совете давно назрела необходимость актуализации санкционного режима в отношении КНДР. Наша страна неоднократно выдвигали соответствующие идеи, стремилась адаптировать рестрикции к быстроменяющимся реалиям «на земле». Однако все наши попытки всякий раз наталкивались на абсолютное нежелание стран Запада отойти от своей деструктивной и карательной по отношению к КНДР логики.

Орудием в этой пагубной ситуации стала Группа экспертов Комитета 1718, которая перестала справляться со своими прямыми обязанностями, расписавшись в своей неспособности выработать трезвые оценки состояния санкционного режима. На этом фоне Россия выступила за то, чтобы СБ ООН принял решение о проведении открытого и честного пересмотра санкционных мер Совета в отношении КНДР с переводом рестрикций на ежегодную основу. Однако США и их союзники не захотели нас услышать и не включили наши идеи в проект резолюции, вынесенной на голосование в СБ 28 марта с.г. В этих условиях поддержка американского документа не представлялась возможной ввиду отсутствия «добавленной стоимости» в работе Группы экспертов Комитета 1718.

Благодарим за внимание.