Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова в ходе тематической дискуссии по разделу «Региональное разоружение и безопасность» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

В последние годы региональная безопасность в различных частях света подвергается серьёзнейшим испытаниям. Усиливается напряжённость, нарастает воинственная риторика, всё сильнее раздаются голоса представителей «партии войны», с новой силой разгораются существующие, застарелые региональные конфликты, возникают свежие очаги напряжённости. Продолжают расширяться военные союзы, их деятельность становится всё более агрессивной. Грубо нарушается основополагающий принцип неделимости безопасности. 

Хотели бы выразить нашу твёрдую убеждённость в том, что возвращение ситуации в контролируемую плоскость, её нормализация возможны только на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, принципов деятельности ООН, её Устава, целей и задач, через достижение договорённостей об отказе от дестабилизирующей военной активности и по контролю над вооружениями.

Констатируем, что общемировые тенденции, свидетельствующие о деградации ситуации в области военной безопасности, год от года продолжают усиливаться и в Европе. Причиной является взятый США и их союзниками по НАТО курс на неприкрытую конфронтацию с Россией, подрыв основ европейской безопасности и слом устоявшейся и вполне оправдавшей своё многолетнее существование комплексной системы контроля над вооружениями и мер доверия.

Страны-члены НАТО продолжают наращивать военный потенциал на границах с Россией и в непосредственной близости от наших рубежей, повышать оперативные возможности по переброске сил на «восточный фланг». С целью реагирования на мнимую, так называемую «российскую угрозу» в странах Прибалтики и Польше усиливаются численный потенциал и боевые возможности многонациональных батальонных тактических групп и подразделения бригадного уровня в Румынии. Дополнительно в Европу переброшены бронетанковая бригада и вертолётные подразделения вооружённых сил США. Увеличена общая продолжительность нахождения в акватории Чёрного моря в течение одного года кораблей стран НАТО.

Активизировалась разведывательная деятельность у наших морских и воздушных границ с использованием многоцелевых кораблей натовских союзников, их самолётов и беспилотных средств. Она стала обретать всё более провокационный и опасный характер. Летательные аппараты специального назначения стран-членов НАТО регулярно нарушают воздушное пространство Российской Федерации над Чёрным морем. Боевой авиацией союзников было многократно усилено патрулирование неба над Балтикой. На территории восточноевропейских государств размещены передовые координационные центры и новые штабы командования дивизионного уровня в интересах оперативного развёртывания и применения группировок войск (сил) альянса. 

Увеличились масштабы и интенсивность военной активности НАТО по линии соприкосновения с нашей страной. В последние годы в непосредственной близости от границ России проводится не менее 30 крупных войсковых и командно-штабных учений.

Агрессивная политика США и их союзников на постсоветском пространстве, а также упорная поддержка неонацистского режима в Киеве, который при активном содействии извне уже девятый год продолжает уничтожать население Донбасса, вынудили нас принять самые решительные меры. На протяжении долгого времени мы делали все возможное, чтобы решить конфликт дипломатическим путём за столом переговоров, надеялись на благоразумие государств Запада. Однако они сделали все, чтобы обострить противоречия и спровоцировать военную операцию.

При этом США вместе с союзниками наращивают накачку Украины вооружением, предоставляют развединформацию, что не только затягивает боевые действия и ведет к новым жертвам, но и приближает ситуацию к опасной черте прямого военного столкновения России и государств НАТО.

До тех пор, пока Северо-Атлантический альянс не откажется от своей ориентированной на Восток экспансионистской повестки и от политики «сдерживания» России, попытки возобновить какой-либо диалог заведомо обречены на провал. Хотелось бы верить, что западные коллеги прислушаются, наконец, к голосу разума и начнут следовать принципам равноправия, взаимоуважения, учёта законных озабоченностей и потребностей в сфере обеспечения военной безопасности.

Г-н Председатель,

Россия всегда исходила из того, что система международных соглашений в области КВРН является важнейшим элементом фундамента международной безопасности. Однако за последнее время эта система по прихоти стран Запада заметно деградировала. 

На протяжении ряда десятилетий США и их союзники по НАТО продолжают начатый ими процесс слома и демонтажа ключевых договорённостей в области контроля над вооружениями и укрепления доверия. Так, в 2002 году Вашингтон в одностороннем порядке прекратил действие советско-американского Договора по противоракетной обороне, в 2019 г. – вышел из Договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности, а в 2020 г. – из Договора по открытому небу. В ответ в 2021 году мы были вынуждены покинуть Договор по открытому небу.

Параллельно этому процессу развивался кризис механизмов контроля над обычными вооружениями. Это относится, в первую очередь, к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Попытки найти в данной сфере точки соприкосновения после распада Организации Варшавского договора и СССР предпринимались нами в течение более 30 лет, но, к сожалению, результатов не дали. Наши озабоченности и предложения были проигнорированы. Решение же о присоединении к НАТО Швеции и Финляндии окончательно и бесповоротно разрушило систему ограничений, действовавших в рамках ДОВСЕ. В целом события последнего времени радикально изменили военно-политическую ситуацию в Европе, наступили исключительные обстоятельства, которые поставили под угрозу высшие интересы нашей страны. В связи с этим Российской Федерацией было принято решение о денонсации данного Договора.

Даже из такого поверхностного и краткого, но объективного обзора становится очевидным тот факт, кто несёт на себе всю полноту ответственности за весьма плачевную ситуацию, сложившуюся в сфере безопасности, и дальнейшую деградацию военно-политической обстановки в мире.

Ожидать от нас какого-либо продвижения в вопросах ревизии состояния контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ) при нынешнем дефиците доверия и откровенной враждебности со стороны Вашингтона и коллективного Брюсселя необоснованно и наивно. Диалог о новом издании КОВЕ станет возможным лишь в случае отказа Запада от враждебной антироссийской политики. Формирование такого режима в будущем однозначно потребует принципиально новых подходов и обязательного учёта национальных интересов России. 

Благодарю за внимание.