Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по вопросам операций ООН по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Приносим свои соболезнования семьям и близким миротворцев, погибшим в ходе выполнения своего благородного долга. Желаем скорейшего выздоровления пострадавшим.

Хотели бы поздравить всех членов Бюро Спецкомитета по миротворчеству с избранием в его состав. Благодарим Председателя Генеральной Ассамблеи, а также Помощника Генсекретаря за прозвучавшие оценки.

Рассматриваем операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) в качестве одного из важных средств в укреплении международного мира и безопасности, урегулировании конфликтов и оказании содействия на начальной посткризисной стадии. Мы высоко ценим вклад миротворческих и специальных политических миссий, которые всемерно содействуют стабилизации в конфликтных государствах, отдаем дань всем «голубым каскам», выполняющим свои задачи в крайне сложных и опасных условиях с ежедневным риском для жизни. Их вклад в дело мира бесценен.

При этом отмечаем наметившуюся тенденцию к сокращению числа операций в пользу мира. Отчасти это объясняется тем, что их эффективность не всегда оправдывает ожидания принимающих государств и их населения. Для этого есть целый ряд причин. С изменением природы конфликтов они не всегда изначально соответствуют задачам, которые необходимо решать, не говоря о том, что в течение времени кризисные ситуации эволюционируют. Имеем в виду хроническое отсутствие прогресса в политическом урегулировании, невыполнение достигнутых соглашений и изменение характера угроз. Нередко, к сожалению, имеют место недоработки в области налаживания конструктивного взаимодействия с принимающими государствами, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранения причин кризиса или финансовые провалы в постконфликтном восстановлении. Сожалеем также о тенденции последних лет, когда во главу угла ставятся различного рода второстепенные, не имеющие прямого отношения к поддержанию международного мира и безопасности и не учитывающие приоритеты принимающих государств вопросы правочеловеческой, гендерной или климатической направленности. Идеологизированное «раздувание» мандатов за счет таких непрофильных задач не только снижает реальную эффективность миссий, но и повышает их стоимость, ведет к дублированию усилий в рамках ООН. В этой связи выступаем за выработку четких и реалистичных мандатов ОПМ, центральной задачей которых должно быть достижение примирения через диалог и создание условий для такого политического процесса. Мандаты должны учитывать уникальный для каждого отдельного конфликта набор причин и обстановку на местах.

Россия всецело поддерживает разработку необходимых мер по адаптации миротворчества ООН к изменяющимся условиям. При этом безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества – согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата, должны оставаться незыблемыми основами миротворческой деятельности. Во главе угла должно стоять сотрудничество миротворческих миссии и Секретариата с правительством принимающих государств и безусловное соблюдение их законных интересов при выполнении миротворцами своих задач. Также важно учитывать мнение принимающей стороны и стран-поставщиков контингентов при определении мандата ОПМ. Должное внимание необходимо уделять повышению безопасности миротворцев. Считаем, что улучшение их материально-технического обеспечения и профессиональной подготовки будут способствовать достижению этой цели.

Г-н Председатель,

Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями является неотъемлемым элементом текущей международной повестки дня в целом, и Совета Безопасности ООН в частности. Неизменно выступаем за развитие такого взаимодействия на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII. Убеждены, что региональные интеграционные объединения, в первую очередь Афросоюз, знакомые с проблемами своих членов не понаслышке, могут сыграть конструктивную роль в поддержке стремления государств обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан. Трезвая оценка странами региона имеющихся угроз и путей их преодоления, готовность нести риски при их купировании, создание слаженной и эффективной системы командования и контроля, основанной на доверии и сотрудничестве, являются залогом успеха региональных усилий. В этой связи отмечаем принятую Советом Безопасности ООН в декабре 2023 года резолюцию о финансировании операций по поддержанию мира под эгидой Африканского Союза.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы в очередной раз подчеркнуть, что основной площадкой для обсуждения магистральных направлений развития деятельности ООН по поддержанию мира должен оставаться Специальный комитет ГА ООН по миротворчеству. Это особенно важно на этом этапе эволюции ооновского миротворчества. Решения С-34 черпают легитимность из универсального состава его членов, включающих в себя всех деятельных участников миротворческих процессов, и консенсусного характера работы. Секретариату следует внимательно следить за ходом дискуссий в рамках С-34, учитывать их результаты в своей работе и не допускать игнорирования или произвольной интерпретации заключений С-34 при принятии административных решений.

Благодарю за внимание.

Видео выступления