Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на неформальном заседании межправительственных переговоров по вопросу о справедливом представительстве в СБ ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Россия приветствует созыв первого неофициального заседания Генассамблеи в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН. Мы нацелены на достижение результатов в рамках имеющегося формата дискуссий. Неизменно подчеркиваем уникальный и единственно легитимный характер площадки межправительственных переговоров (МПП) для рассмотрения всех аспектов реформы. Любые попытки отойти от нее, в том числе в попытке подверстать амбициозные решения под Саммит будущего, могут привести к отбрасыванию процесса на многие годы назад. 

Приветствуем запуск веб-трансляций заседаний в рамках МПП. Эта мера позволит всем желающим убедиться в чрезвычайной сложности рассматриваемых вопросов, будь то размер Совета или справедливая представленность в нем различных регионов. Следует понимать, что ошибки на пути реформы могут усугубить и без того заметные дисбалансы в работе СБ. Нельзя допустить, чтобы в результате реформы ключевой орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности, стал менее эффективным.

Желаемый всеми нами результат может быть достигнут исключительно за счёт кропотливой и терпеливой работы, необходимой для учета интересов максимального количества государств-членов. Очевидно, что, несмотря на критику переговорного процесса и разочарование ряда делегаций, переговорные позиции основных групп постепенно сближаются. Во многом это происходит благодаря политической воле государств-членов и умелому руководству сокоординаторов. Вместе с тем, универсальное решение, которое могло бы удовлетворить всех или хотя бы почти всех, пока не просматривается. На повестке дня МПП по-прежнему остаются аспекты, по которым позиции основных игроков все еще отличаются, порой диаметрально. В этих условиях считаем контрпродуктивными попытки установить искусственные временные рамки реформы и форсированно перевести переговоры на текстуальную основу, не дожидаясь «созревания» необходимых для этого условий. Призываем всех участников переговоров вместо этого сфокусироваться на проблемных аспектах процесса.

Уважаемые сокоординаторы, 

Российская Федерация выступает за придание Совету более представительного характера без ущерба для его эффективности. Оптимальный численный состав обновленного Совета – «чуть более двадцати» членов. В противном случае его заседания существенно удлиняться, крайне проблемными окажется и процесс согласования решений. Это не те цели, которые мы все перед собой ставим. Выступаем за более широкое представительство в СБ развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Нынешняя недопредставленность Африки в СБ не соответствует ни ее современной роли в международных делах, ни общему числу государств континента. Считаем необходимым исправить эту историческую несправедливость. Это особенно актуально с учетом большого количества вопросов на повестке Совета, имеющих прямое отношение к Африке. Кроме того, в контексте необходимости пополнения Совета за счёт развивающихся стран, имеющих большой авторитет в мире и проводящих самостоятельную политику, рассматриваем Индию и Бразилию в качестве достойных кандидатов на постоянную «прописку» в СБ при условии согласования реформенной модели, предусматривающей расширение СБ в обеих категориях членства. 

При этом мы не видим добавленной стоимости в том, чтобы в СБ увеличивалось число наиболее развитых государств, прежде всего из Западной Европы, которые придерживаются блоковой дисциплины и с точки зрения справедливой представленности в этом органе всех регионов мира и так располагают в нем необоснованным большинством. Убеждены, что указанный дисбаланс – не что иное, как пережиток колониального прошлого, который нам по силам преодолеть.

Мы не поддерживаем инициативы, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. На самом деле применение вето чаще всего свидетельствует вовсе не о провале в работе Совета, а лишь об отсутствии между его членами компромисса в отдельно взятый конкретный момент, который можно и нужно преодолевать путем дальнейших кропотливых переговоров. Кроме того, об эффективности работы Совета нельзя судить механически и статистически по числу применения вето, как и по количеству принимаемых им документов. Предостерегаем от подобного упрощенческого подхода. 

Если бы вето не было предусмотрено Уставом ООН, Совет превратился бы в орган для бесконтрольного штампования однобоких документов, а ООН повторила бы незавидную судьбу Лиги Наций. Отцы-основатели нашей организации хотели исключить такой сценарий, предусмотрев право вето, играющее и сегодня ключевую роль как залог эффективности и сбалансированности решений СБ ООН, нравится это кому-то или нет. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от втягивания в сомнительные авантюры, этот механизм срабатывает в подавляющем большинстве ситуаций.

Тем не менее, в последние годы случаев применения вето в Совете действительно стало больше. Его неоднократно применяла и Россия, однако данная ситуация становится следствием стремления западного большинства в Совете продавить нужные ему несбалансированные решения, используя численное преимущество. Последний пример в этом ряду – применение нами вето 25 октября по американскому проекту резолюции СБ по Ближнему Востоку, который фактически давал «зёленый свет» израильской наземной операции в Газе. То есть благословлял сценарий, против которого позавчера выступили 153 члена ООН. При это мы сами предложили два проекта резолюции с требованием о немедленном прекращении огня, которое уже дважды ветирует в проектах СБ делегация США, подрывая таким образом все миротворческие усилия по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке.

Убеждены, что не меньшее – а скорее дальше большее – значение имеет вопрос выполнения резолюций Совета. Многие из них, в частности по ситуации на Ближнем Востоке, как известно, не осуществляются на протяжении десятилетий, что приводит к разрушительным последствиям «на земле». Это вопрос лежит вне плоскости реформы СБ и его надо держать в уме всякий раз, когда рассматриваются идеи упростить процесс принятия решений в СБ или возложить на него всю полноту ответственности за неудачи глобальной политики.

Уважаемые сокоординаторы,

Все пять аспектов реформы должны обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «выдернуть» отдельные кластеры чреваты размыванием «пакетного подхода», лежащего в основе наших переговоров. 

Уверены, что дальнейшее продвижение на переговорном треке зависит прежде всего от политической воли всех членов ООН по сближению подходов и готовности выйти на разумный компромисс. Его можно и нужно найти, все возможности для этого есть. Важно, чтобы межправительственные переговоры по реформе СБ не создавали новые или углубляли имеющиеся разделительные линии между государствами-членами ООН, а стали бы площадкой для конструктивных и сбалансированных дискуссий и решений.  

Благодарю Вас.