Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «Укрепление совместной деятельности между Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин и тематикой «Женщины, мир, безопасность»

Г-н Председатель,

Женщины являются одной из главных жертв вооруженного конфликта или кризисной ситуации. Кроме того, именно женщины, как правило, оказывают помощь и заботу детям, пожилым людям и инвалидам. Кризисные ситуации многократно увеличивают уязвимое положение этих лиц, а, следовательно, и самих женщин. Таким образом, женщины имеют непосредственный интерес в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов, предотвращении и расследовании случаев насилия в отношении женщин и детей. Повышение роли женщин в этих процессах позволяет, среди прочего, установить более устойчивые и доверительные отношения с местным населением, способствует эффективным последующим мерам по реабилитации и реинтеграции жертв.

Россия придает большое значение проблематике «Женщин, мира, безопасности» на повестке дня Совета. При этом, однако, убеждены, что для ее успешного продвижения необходимо, чтобы усилия Совета были сфокусированы на главном – защите женщин, а также их роли в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов. 

Не согласны с попытками придать этой тематике в Совете универсальный охват. Совет не может, да и не должен заниматься вопросом улучшения положения женщин во всех сферах жизни повсеместно вне контекста вооруженного конфликта. Не каждая кризисная ситуация представляет угрозу международному миру и безопасности и предполагает «вмешательство» со стороны Совета Безопасности. 

ООН имеет разветвленную систему органов, которые призваны содействовать защите женщин, расширению их прав и возможностей, которые включают Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), Комиссию ООН по положению женщин, ООН-Женщины. Каждый из них вносит свой вклад. Свой вклад вносят и Совет ООН по правам человека, и Комиссия по миростроительству, и в целом Генеральная Ассамблея. Важно действовать в рамках существующего принципа «разделения труда», установленного в Организации, не дублируя усилий и полномочий различных органов.

Исходим из того, что разработка национальных планов действий по выполнению резолюции СБ ООН 1325 «Женщины, мир, безопасность» должна осуществляться на добровольной основе теми государствами, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта или постконфликтного восстановления. В этом же контексте не поддерживаем использование неточной терминологии, например «связанное с конфликтом сексуальное насилие». Такая терминология уводит в сторону от секснасилия именно в рамках вооруженного конфликта, которым и надлежит заниматься Совету Безопасности согласно резолюции 1820 (2008). Этот вопрос является частью более широкой проблемы, когда предпринимаются попытки уравнять преступления в отношении женщин в вооруженных конфликтах с аналогичными случаями в мирной жизни. Если в контексте вооруженного конфликта должны соблюдаться нормы международного гуманитарного права, то в других ситуациях ссылаться на них не было бы корректным. При этом в случае вооруженного конфликта необходимо четко разграничивать сексуальное насилие как военное преступление и аналогичные уголовные деяния, не связанные с действиями воюющих сторон.

Что касается Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, то это договорный орган, созданный Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, участником которой с самого момента ее одобрения является Россия. На Комитете лежит важная обязанность рассмотрения хода осуществления положений Конвенции ее государствами-участниками. Иногда Комитет принимает рекомендации общего характера, что не предусмотрено этой Конвенцией, следовательно, такие рекомендации являются мнением экспертов и не могут налагать дополнительные обязательства на государства, в том числе через введение в оборот новой терминологии. 

Комитет не обладает полномочиями по рассмотрению повестки «Женщины, мир, безопасность», а Совет не наделен полномочиями мониторить выполнение Конвенции. В то же время не видим в этом какой-то проблемы. Наоборот, эти органы, в рамках своих мандатов и специфических методов работы, каждый по-своему вносят важный вклад в защиту и расширение прав и возможностей женщин в разных ситуациях.

Российская Федерация остается привержена своим обязательствам как в рамках Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, так и в рамках решений Совбеза ООН по вопросам «Женщин, мира, безопасности».

Мы убеждены, что эту работу важно вести без политизации, без ложных обвинений. Важно, чтобы каждая страна занималась обеспечением выполнения своих собственных обязательств. Например, я хотела бы порекомендовать представителю Франции, г-же Берж, разобраться с привлечением к ответственности французских солдат, которые совершали сексуальные преступления в Африке и которые до сих пор остаются безнаказанными, а не тиражировать здесь какие-то необоснованные обвинения в адрес других стран.

Благодарю за внимание.

Видео выступления