Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Четвертого комитета ГА ООН по вопросу всеобъемлющего обзора специальных политических миссий

Г-жа Председатель,

В начале позвольте поблагодарить помощника Генсекретаря по Европе, Центральной Азии, Северной и Южной Америке Мирослава Йенчу, а также заместителя Генсекретаря по оперативной поддержке Атула Кхара за их содержательные брифинги, а также участие в интерактивном диалоге.

Г-жа Председатель,

В условиях современных кризисов Специальные политические миссии (СПМ) ООН бесспорно играют важную роль, являясь гибким инструментом по оказанию поддержки государствам в их усилиях по поддержанию мира и предотвращению «сползания» ситуации в новую конфликтную фазу.

СПМ оказывают содействие национальным властям в проведении политических преобразований, налаживании диалога внутри общества, достижении устойчивого национального примирения.

Убеждены, что эффективность работы СПМ по поддержке национальных усилий напрямую зависит от тесного сотрудничества с принимающей стороной. Соблюдение принципа национальной ответственности и уважение национального суверенитета – это необходимый минимум для работы спецполитмиссий. Но по-настоящему устойчивый успех можно гарантировать только в случае полного учета приоритетов, определяемых на национальном уровне.

Безусловно, определенную пользу может принести и задействование потенциала региональных и субрегиональных организаций, чьи подходы совпадают с ооновскими.

Г-жа Председатель,

В последнее время задачи спецполицмиссий становятся все более комплексными. Помимо традиционных политических функций им в некоторых случаях приходится оказывать содействие в таких областях, как поддержание правопорядка, разработка основных законов и конституции, проведение выборов, защита прав человека, реформа сектора безопасности, работа с последствиями изменения климата, а также продвижение повесток «Женщины, мир и безопасность» и «Молодежь, мир и безопасность».

Такое переплетение задач разного рода характерно не только для СПМ, но и всей системы ООН. В этих условиях важно не забывать о прерогативах различных органов нашей организации, их индивидуальных функциях и полномочиях. Богатый опыт ООН подтверждает, что дублирование усилий не способно привести к достойным результатам.

В этой связи хотим особенно подчеркнуть, что мандаты СПМ должны быть четкими и реализуемыми, а ключевой задачей работы спецполитмиссий должно оставаться создание условий для налаживания политпроцесса и достижения национального примирения.

Г-жа Председатель,

Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН рассматривает споры и ситуации, способные привести к международным трениям. И мы понимаем важность того, чтобы ответ на возникшие угрозы в каждом конкретном случае подбирался индивидуально. В одних случаях это может быть, например, назначение посредника, в других – учреждение более крупного гражданского присутствия «в поле». Не стоит забывать, что и группы санкционных экспертов тоже по сути являются СПМ. Поэтому призываем аккуратно относиться к рекомендациям из концептуальной записки Генсекретаря «Новая повестка для мира» по значительно большей интегрированности СПМ и ОПМ. Убеждены, что любые решения должны приниматься исходя из конкретных задач и реалий «на земле», а не повсеместно. В целом, выступаем за широкое обсуждение государствами-членами «Новой повестки для мира», прежде чем какие-либо идеи из этого документа будут позаимствованы.

Г-жа Председатель,

В заключение хотели бы отметить усилия делегаций Мексики и Финляндии по проведению открытых и транспарентных межгосударственных переговоров по проекту очередной резолюции Генассамблеи ООН по СПМ. Исходим из того, что итоговый документ отражает позиции всех членов Генассамблеи.

Благодарю за внимание.