Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Рабочей группы по ревитализации ГА ООН

Уважаемые сокоординаторы, 

Приветствуем созыв второго заседания Рабочей группы по ревитализации Генассамблеи ООН, посвященного повышению эффективности ее Главных комитетов. Высоко ценим участие председателей данных органов. Внимательно ознакомились с их подходами к совершенствованию соответствующих методов работы.

Россия неизменно выступает за рациональные и реалистичные предложения, которые нацелены на повышение авторитета и эффективности работы ГА и ее Главных комитетов. В практическом плане такие шаги должны быть направлены на оптимизацию повесток дня и заседаний, преодоление фрагментации позиций государств, деполитизацию вопросов устойчивого развития и прав человека. Необходимо избегать дублирования вопросов в деятельности органов, что не только неэффективно расходует ресурсы организации, но и создает параллельные «треки» переговоров, которые в конечном счете заводят международный диалог в тупик. 

При этом исходим из того, что рабочие методы каждого Комитета должны оставаться в его собственном поле зрения, а не поддаваться давлению сверху или попыткам извне слепо унифицировать механизмы, сложившиеся за годы практики. Следует иметь в виду, что каждый орган по-своему уникален, и те методы, которые подходят для одного, могут парализовать другой.

Во Втором комитете назрела необходимость рационализации текстов резолюции, многие из которых неоправданно перегружены повторяющимися и потерявшимися актуальность положениями.

В Третьем комитете отмечаем проблему перегруженности его повестки диалогами со специальными процедурами СПЧ. За последние пятнадцать лет число рассматриваемых в этом формате докладов утроилось. Соразмерно возросли временные затраты на их обработку. Усугубляет ситуацию зачастую запоздалое представление документов в нарушение всех установленных сроков. Убеждены, что корень этой проблемы лежит в необоснованном увеличении числа спецпроцедур, нежелании авторов новых правозащитных инициатив в СПЧ считаться с интересами комитета и задачами по оптимизации его работы. 

Что касается работы Пятого комитета, то одногодичный бюджет, к сожалению, ограничил возможности Секретариата по своевременному выпуску докладов. Это вызвало целый ряд проблем.

Во-первых, все чаще нарушаются требования по многоязычию – каждую сессию комитет сталкивается с ситуацией, когда накануне формального представления докладов не опубликован перевод на официальные языки. Многоязычие – это основополагающая ценность Организации, которую именно Пятый комитет призван оберегать. Мы не можем подрывать равенство официальных языков из-за недоработок Секретариата.

Во-вторых, появилась тенденция представлять некоторые доклады за слишком короткий промежуток времени до фактического завершения сессий. В этом нет никакого смысла, поскольку иной раз комитету не хватает времени даже на сессию вопросов-ответов. 

В-третьих, прошедшая в марте 2024 г. первая часть возобновленной 78-й сессии комитета показала, что начинать работу после Нового года нужно в первую неделю марта, а не в последнюю неделю февраля. Большинство слотов пустовало, и на протяжении первых двух недель комитету фактически ничего не оставалось, кроме как ждать выпуск заявленных на сессию докладов.

Плюс ко всему, есть устоявшееся время для рассмотрения тех или иных пунктов повестки дня. Если какой-то вопрос традиционно обсуждается, например, в октябре-декабре, то не нужно представлять по нему доклады в марте или мае. 

Важно отслеживать, чтобы в отношении повесток дня всех Главных комитетов проводилась регулярная ревизия, в том числе посредством перевода отдельных пунктов на двух- или трехгодичную основу. Требуется также снятие с повестки неактуальных вопросов. Поддерживаем шаги по привнесению и совершенствованию электронных инструментов для работы делегатов. Вместе с тем, призываем не подыгрывать идеям перевода работы Комитетов на «гибридную» или тем более дистанционную основу. Это подрыв основ, на которых исторически функционировала ООН. Резолюция ГА ООН 77/262 постановила, что без четкого мандата Секретариат не уполномочен предпринимать самостоятельные шаги. Виртуальный формат ряда ооновских мероприятий во время пандемии – исключение, которое не должно служить прецедентом на будущее. Тот период послужил хорошим примером того, насколько жизненно важно живое общение дипломатов, а также четкое следование утвержденным правилам процедуры.

Благодарю Вас.