Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Проскурякова в Шестом комитете 78-й сессии ГА ООН по теме «Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания»

Г-н Председатель,

Наша делегация присоединятся к выступлению Венесуэлы, озвученному от имени Группы друзей в защиту Устава ООН.

Сегодня мы обсуждаем очередной доклад Комитета по сношениям со страной пребывания. Обращает на себя внимание, что одни и те же категории нарушений на протяжении многих лет кочуют из доклада в доклад. Такая ситуация глубоко ненормальна и наглядно демонстрирует, что наш Комитет находится в кризисе. Получается, что он совершенно неспособен повлиять на ситуацию, оставаясь сторонним, практически безучастным наблюдателем. Его члены регулярно собираются, заслушивают доклады о нерешенных проблемах, суть которых годами не меняется, и принимают рекомендации. Практика консенсуса в Комитете приводит к тому, что реальная ситуация «на земле» в его выводах и заключениях оказывается отражена в сильно «подретушированном», «приукрашенном» виде. Обновленный текст выводов и заключений в этом плане не стал исключением. В то же время даже из него становится вполне очевидно, что нарушения продолжают затрагивать группу одних и тех же делегаций. Это неприкрытая дискриминация со стороны США на основе уровня двусторонних отношений с соответствующими государствами. Мы выражаем солидарность со всеми, кто пострадал от несправедливого и неправомерного отношения государства пребывания.

Что касается нашей собственной делегации, то она уже более пяти лет сталкивается с беспрецедентными проблемами, причина которых – ненадлежащее исполнение США своих обязательств по Соглашению о Центральных учреждениях. Нарушения Соглашения в отношении нашей делегации имелись всегда, но теперь они перешли все границы.

Речь о систематической невыдаче или задержке выдачи виз делегатам из столицы. Из-за искусственно созданных визовых проблем российские граждане, успешно прошедшие конкурс на замещение должностей международных служащих в Секретариате, годами не могут въехать в США и приступить к работе. Сотрудники нашего Постпредства и члены их семей продолжают страдать от чрезмерных сроков (в среднем пять месяцев) обработки заявлений на продление виз. Остается нерешенным вопрос незаконно изъятой дипломатической собственности. Недавно дополнительно ужесточились транспортные ограничения, превратившись в фактический запрет покидать 25-мильную зону. В довершение ко всему продолжаются регулярные вербовочные подходы американских спецслужб, в том числе по отношению к высокопоставленным сотрудникам Министерства иностранных дел, которые носят характер психологического давления.

На этом фоне возникает вопрос о том, насколько соответствует здравому смыслу повторяющаяся из года в год в рекомендациях Комитета фраза, допускающая возможность выправления Вашингтоном ситуации в «разумные и ограниченные сроки». Ведь все разумные и ограниченные сроки за пять лет давно истекли! А ситуация, тем временем продолжает деградировать. К ставшим «традиционными» категориям нарушений добавились новые, притом максимально серьезные. Речь о прямых отказах в выдаче виз на официальные ооновские мероприятия. Таким действиям нет и в принципе не может быть никакого оправдания. Позиция всемирной Организации по данному вопросу хорошо известна и недвусмысленно выражалась еще со времен Дага Хаммершельда. Она сводится к тому, что выдача виз – безусловная обязанность США по Соглашению о центральных учреждениях ООН. Без этого обязательства нельзя было бы даже представить выступления перед Генассамблеей, например, лидеров СССР или Че Геварры, Фиделя Кастро, Уго Чавеса. Всех, кто «перешел дорогу» США, можно было бы просто не пустить в страну. Безусловная обязанность выдачи виз – одно из важнейших положений Соглашения, гарантирующее жизнеспособность ООН и практическую реализацию принципа многосторонности. Налицо его грубейшее нарушение, поскольку речь идет далеко не о единичном случае отказа нашим делегатам в визах. 

Если арбитраж ООН-США еще не запущен, тогда мы вообще не понимаем, зачем в Соглашение был включен раздел 21! Какой в нем смысл, если ООН в лице своего Генсекретаря продолжает искусственно затягивать активацию арбитражной процедуры, игнорируя свои обязательства в качестве гаранта обеспечения страной пребывания всемирной Организации надлежащих условий для функционирования представительств государств?!

Г-н Председатель,

Принятые рекомендации Комитета посылают четкий сигнал Генсекретарю, что имитация переговорного процесса не может продолжаться вечно. Постоянное откладывание вопроса о запуске арбитража воспринимается как бездействие и пострадавшими государствами, и США. И если для первых такая ситуация ставит под сомнение авторитет и эффективность Комитета, Генассамблеи, Генсекретаря и ООН в целом. То вторые лишь еще больше убеждаются в своей полной вседозволенности и безнаказанности. 

Отказы в визах неприемлемы. Все генсекретари ООН неизменно из этого исходили. Сложившейся недопустимой ситуации нужно положить конец. Генсекретарь должен задействовать арбитражную процедуру, прямо предусмотренную разделом 21 Соглашения. Мандат на ее запуск по упомянутому разделу давно выдан ему Генассамблеей.

Благодарю за внимание.

Видео выступления