Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН на тему «Продвижение предотвращения конфликтов»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генерального секретаря по политическим вопросам и миростроительству г-жу Розмари Дикарло, Постоянного представителя Бразилии – Председателя комиссии по миростроительству г-на Сергио Франка Данезе, а также других докладчиков за субстантивные брифинги. Предотвращение конфликтов безусловно является основной задачей Совета Безопасности согласно Уставу ООН. Несмотря на то, что планету пока удается уберечь от новой крупномасштабной войны, мир находится в наиболее кризисном состоянии за многие десятилетия. Его симптомами являются эрозия международной системы безопасности, утрата доверия между ключевыми игроками и обострение конфликтов по всему земному шару. Во многом, разворачивающиеся процессы – это признаки слома системы однополярного мира, на замену которому должен прийти новый миропорядок. Каким он будет, зависит от нас.

«Новая повестка для мира» Генсекретаря ООН призывает государства-члены формировать международную систему на основе восстановления доверия и укрепления солидарности, через более полное задействование инструментов дипломатии и политического диалога. Важнейшее место здесь отведено работе по предотвращению конфликтов. 

Полностью поддерживая эти благородные устремления, мы не можем не отметить некоторое расхождение реальной ситуации от декларируемых устремлений, что, на наш взгляд, снижает эффективность усилий всемирной Организации на этом направлении.

На словах мы все разделяем тезис о том, что во главу угла превентивных и миростроительных действий должны быть поставлены национальные планы и приоритеты. Вместе с тем, страны-доноры оказывают прямое влияние на то, куда направляются выделяемые средства, и в итоге зачастую финансируются не реальные потребности страны-реципиента, а приоритеты западных доноров. В этом ряду и «секьюритизация» борьбы с изменениями климата, и перекос в сторону политических и правозащитных аспектов женской и молодежной повесток. В то же время реальным факторам нестабильности, таким как социально-экономическое положение населения, в том числе женщин и молодежи, как его уязвимых групп, уделяется недостаточное внимание. 

Вместо этого насаждается подход, согласно которому некие правочеловеческие, гендерные и климатические мерки являются «универсальными индикаторами» конфликтов. Ими, дескать, международные чиновники должны руководствоваться при определении необходимости превентивной деятельности всемирной Организации. Такой подход чреват не только нарушением разделения труда между СБ и другими органами ООН, но и расширением возможностей для злоупотреблений и неправомерного давления на суверенные государства «под ширмой» Организации. 

К сожалению, последствия подобных интрузивных установок мы наблюдаем и при взаимодействии ооновских присутствий с принимающими государствами. Зачастую непонимание политических и миростроительных приоритетов последних, заигрывание с гражданским обществом и НПО в ущерб контактам с правительствами приводит к кризису коммуникации между международными чиновниками и властями страны. В каких-то случаях ООН удается вернуть доверие правительств, а в других неготовность применить гибкий и взвешенный подход приводит к разрыву отношений. Естественно, это не идет на благо урегулирования и недопущения рецидивов конфликтов. 

Исходим из того, что никто не вправе указывать суверенным правительствам, как им строить свои государства и предотвращать конфликты, сколько процентов женщин включать в политические процессы и как обустраивать юридическую систему. Подобный подход является пережитком колониального прошлого и не может лежать в основе по-настоящему эффективных превентивных усилий. 

Убеждены, что роль ООН и международного сообщества в целом состоит в оказании поддержки государствам, которые самостоятельно определяют стратегию реагирования на вызовы в сфере безопасности в пределах национальных границ и несут за это первоочередную ответственность.

Г-н Председатель,

Что касается заявленного акцента дискуссии на усилении роли женщин и молодежи, то Российская Федерация полностью разделяет мнение о том, что женщины и молодые люди вносят и способны внести еще более весомый вклад в работу органов и учреждений системы ООН, в том числе по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Одновременно отмечаем, что такие признаки, как возраст и половая принадлежность, никак не могут быть определяющими критериями для вовлечения отдельных лиц в процессы выработки и принятия решений, особенно по таким чувствительным вопросам, как поддержание мира и безопасности. Первостепенное значение в этом контексте имеет наличие профессиональных знаний и навыков. Пренебрежение этим аспектом в угоду обеспечению показного разнообразия недопустимо, ведь оно поставит под угрозу жизни людей.

Другой немаловажный аспект – отсутствие согласованного на межправительственном уровне определения понятия «молодежь». Как известно, в данную возрастную категорию частично входят и лица, не достигшие 18-ти лет, то есть являющиеся, согласно Конвенции о правах ребенка, детьми. Считаем оправданным ограждение молодых людей до достижения ими совершеннолетия от любой политической активности в силу их физической и умственной незрелости. В этой связи необходимыми представляются также усилия по противодействию инструментализации молодежи, попыткам представить в качестве «видения молодого поколения» интересов отдельных политических групп.

Наконец, в контексте международных усилий по поддержанию мира и безопасности первоочередное значение следует уделять борьбе с бедностью, безработицей и социальной исключенностью, негативными последствиями которых женщины и молодые люди оказываются затронуты в непропорционально большей степени, чем остальная часть населения, и которые лежат в основе социальной нестабильности.

Благодарю Вас.

Видео выступления