Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.А.Скачкова на заседании ГА ООН на тему «Предотвращение вооруженных конфликтов»

Г-н Председатель,

Позиция Российской Федерации по отношению к так называемому «международному беспристрастному и независимому механизму для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года, и их судебному преследованию» остается неизменной.

Этот механизм был создан с грубым нарушением международного права. Совет Безопасности, единственный орган в системе ООН, который имеет право принимать меры принудительного характера, его не учреждал. Правительство Сирийской Арабской Республики не давало согласия на его создание и функционирование. У Генассамблеи нет «квазипрокурорского» функционала, а ее решения для государств имеют рекомендательный характер. При этом, как известно, никакой орган не может передать полномочий больше, чем имеет сам.

Таким образом, учреждая механизм голосованным решением Генассамблеи, выходящим за пределы ее полномочий, государства коллективного Запада нарушили международное право, в том числе в том, что касается компетенции органов Организации. При этом они лицемерно заявляли об интересах «рядовых граждан и всего международного сообщества». Это лицемерие стало особенно рельефным на фоне поведения Запада в отношении кровопролития в секторе Газа, они даже не стесняются ему способствовать поставками оружия. 

Таким образом, стало совершенно ясно, что рассматриваемый механизм – это инструмент Запада для вмешательства во внутренние дела государства под благородным предлогом. Его используют для того, чтобы шельмовать сирийцев в попытке оправдать введение против Сирии нелегитимных односторонних санкций.

При этом платит за это все международное сообщество, поскольку финансирование механизма идет за счет регулярного бюджета ООН. И это на фоне острого дефицита ресурсов, когда из-за нехватки бюджетных средств отменяются или переносятся многие действительно важные мероприятия, в том числе в сфере устойчивого развития.

Позиция российской делегации предельно последовательна: мы с самого начала выступали против перевода данной нелегитимной структуры на финансирование за счет ООН, на нее не должно идти ни цента из бюджета всемирной Организации. Пока же механизм продолжает выкачивать деньги из ООН по 17 млн. долл. США в год. При этом содержание трех нелегитимных структур только по Сирии – Сирийского механизма, Комиссии по расследованию и структуры по поиску пропавших без вести – ежегодно обходятся всемирной Организации в почти 30 млн. долл. США. Эти средства можно было бы направить на решение более насущных гуманитарных задач в той же Сирии, таких как содействие возвращению беженцев, раннее восстановление, разминирование и оказание срочной помощи.

Сегодня Генеральная Ассамблея вновь вынуждена тратить время и ресурсы на обсуждение очередного пустого доклада данной нелегитимной структуры. Уже седьмой год подряд в отчетах механизма нет ответа на главный вопрос: чем именно он занимается и на что тратит наши с вами бюджетные средства. 

До сих пор не появилось никакой конкретики по источникам его так называемых «доказательств». Упомянутые в докладе неправительственные организации и некие «партнеры» никого не смогут обмануть. Сирийский кризис длится достаточно долго, чтобы успеть выучить наизусть названия ручных НПО, используемых для производства фейков под контролем и при финансировании западных спецслужб.

Собираемые механизмом «доказательства» не имеют никакой ценности. Ониполучены незаконно и, следовательно, не могут отвечать критериям относимости и допустимости, а значит – абсолютно бесполезны для использования в судебном процессе. Во всяком случае, в государствах, причисляющих себя к правовым.

Мы возмущены тем, что данная нелегитимная структура, скрывающая свою деятельность за лицемерным радением о сохранении конфиденциальности, продолжает получать закрытые материалы от Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Это прямое нарушение положений Конвенции о запрещении химического оружия, а также политики конфиденциальности ОЗХО. Требуем от Секретариата принять меры для незамедлительного прекращения нарушений.

Как следует из доклада Механизма, в декабре 2023 г. он также получил копии некоторых секретных материалов, содержащихся в архивах Совместного механизма по расследованию ОЗХО — ООН. Основанием для этого указывается якобы получение согласия государств-членов, их предоставивших. Со своей стороны, отметим, что речь идет не о передаче материалов этими государствами Механизму в двустороннем формате, а о раскрытии архивов ООН-ОЗХО. Как мы не раз отмечали, в том числе в письменных сообщениях в Секретариат ООН, это возможно только по решению Совета Безопасности, учреждавшего соответствующий орган, которого получено не было. Требуем от Секретариата устранить нарушения и не допустить их повторения в будущем.

В этом году механизм не стесняется нам сообщить, что он намерен оказывать помощь своим западным хозяевам и учредителям – Канаде и Нидерландам в их иске против Сирии в Международном Суде. Таким образом, механизм собирается выступить на стороне одного из участников судебного разбирательства. Мы понимаем, пришло время отрабатывать очередной политический заказ. И в этом не было бы ничего удивительного, если бы речь шла об очередной ручной НПО коллективного Запада, однако механизм, напомним, финансируется за счет регулярного бюджета ООН и участвовать в процессе на стороне канадцев и голландцев он будет якобы от лица ООН и ее Генассамблеи, подрывая их авторитет, а также принципы независимости и беспристрастности.

Г-н Председатель,

Убеждены, что Правительство Сирийской Арабской Республики способно самостоятельно обеспечить правосудие в своей стране и привлечь виновных к ответственности без всяческих псевдоправовых и нелегитимных механизмов. Те, кто радеет за правосудие в Сирии, должны оказывать ей содействие, а не вводить нелегитимные санкции.

Г-н Председатель, 

В связи с злоупотреблениями отдельными делегациями повесткой дня для озвучивания политизированных беспочвенных обвинений в адрес Российской Федерации, отметили бы следующее.

Годами распространяемая киевским режимом и его покровителями циничная ложь была развенчана в недавних решениях Международного суда ООН. Рекомендовали бы делегациям еще раз ознакомиться с ними. 

При этом не вызывает удивления, что те, кто пытаются переложить ответственность на Россию, умалчивают о первопричинах украинского кризиса. Напомним, что он разразился из-за того, что в результате кровавого антиконституционного переворота 2014 года к власти в Киеве пришли националисты, объявившие войну против своего же народа и всего русского. 

Киевский режим при попустительстве своих западных покровителей и с помощью их же оружия использует террористические методы против населения Донбасса, а также против России и ее граждан. На счету Украины многочисленные жертвы среди гражданского населения, включая сотни детей. Об этом Запад предпочитает умалчивать. Как и о гибели сотни тысяч мирных граждан в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и Югославии. Двойные стандарты стали для Запада обыденностью. Особенно показательно это на фоне ситуации в Газе, на которую Запад продолжает закрывать глаза.

Благодарю Вас. 

Видео выступления