Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации А.И.Белоусова в ходе тематической дискуссии по разделу «Обычные вооружения» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель, 

Российская Федерация последовательно призывает к дальнейшему укреплению режима Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) путём универсализации Конвенции и Протоколов к ней, а также добросовестного выполнения их положений. Приветствуем результаты Шестой Обзорной конференции КНО, а также Совещания государств – участников КНО.

Положительно оцениваем итоги работы Группы правительственных экспертов (ГПЭ) государств-участников КНО по смертоносным автономным системам вооружений (САС) в 2023 г. Группе удалось принять доклад с содержательными выводами и рекомендациями и тем самым заложить основу для дальнейшего обсуждения САС в рамках Конвенции.

Рассматриваем ГПЭ по САС в качестве единственной оптимальной площадки для обсуждения вопросов, связанных с военным применением технологий искусственного интеллекта. В работе ГПЭ принимают участие все ключевые государства, занимающиеся активной научно-исследовательской и прикладной деятельностью в указанной сфере. Данный форум эффективно выдерживает разумный баланс между гуманитарными озабоченностями и законными оборонными интересами стран в отношении соответствующих систем вооружений. Представляется необходимым продолжить работу в данном формате на основе действующего дискуссионного мандата ГПЭ, согласованной повестки дня и принципа консенсуса. Поэтому считаем контрпродуктивным перенос проблематики САС на любые другие международные площадки, включая ООН.

Российская Федерация придает большое значение данной тематике. Наглядным свидетельством этого стало принятие 26 июля 2022 г. Концепции деятельности Вооруженных сил Российской Федерации в сфере разработки и применения систем вооружений с использованием технологий искусственного интеллекта. При этом исходим из того, что нормы международного права, включая международное гуманитарное право, достаточны и в полной мере применимы к указанным системам вооружений.

Сегодня такая междисциплинарная и многоаспектная проблема, как самодельные взрывные устройства (СВУ), носит острый характер. Именно СВУ, изготовленные на основе боеприпасов различного типа, являются основной причиной потерь среди военнослужащих и гражданских лиц и представляют серьёзнейшую опасность для мирного населения в силу целого ряда обстоятельств. Их кустарное производство значительно затрудняет обнаружение и ликвидацию СВУ, а также делает непредсказуемыми их функционирование и последствия применения. Срабатывание СВУ в постконфликтный период возможно не только от непосредственного воздействия человека, но и 
по другим причинам природного и техногенного характера. 

Исходим из необходимости экспертного обсуждения данной проблематики в рамках Дополненного протокола II КНО. Однако хотели бы также предостеречь государства – участники от попыток расширенной трактовки мандата КНО по самодельным взрывным устройствам. Любые предложения по дальнейшей работе по СВУ должны, прежде всего, соответствовать предмету и целям Конвенции. Поддерживаем идею регулярного обновления компиляции существующих руководящих принципов, «наилучших практик» и других рекомендаций, направленных на решение проблемы утечки или незаконного применения материалов, необходимых для изготовления СВУ.

Г-н Председатель,

В контексте соблюдения КНО осуждения и реакции со стороны международного сообщества требуют преступные действия киевского режима. Количество ежедневных нарушений украинскими формированиями норм и принципов международного гуманитарного права (МГП), в т.ч. размещение тяжёлого вооружения в жилых зонах, использования гражданских лиц в качестве «живого щита» и объектов гражданской инфраструктуры в военных целях, свидетельствует об абсолютно осознанном применении антигуманной тактики ведения боя в нарушение МГП.

Фиксируем факты целенаправленного минирования украинскими вооруженными формированиями обочин дорог, проселочных троп, мостов, плотин, территорий вокруг жилых домов, образовательных и медицинских учреждений. Украинские силовики за несколько лет в буквальном смысле засеяли поля противотанковыми и противопехотными минами, зачастую в сельхозугодьях и объектах сельскохозяйственного назначения. Наиболее вопиющий пример – минирование противопехотными минами ПФМ-1 «Лепесток» целого ряда населённых пунктов и городов Донбасса. Причём делается это с применением кассетных боеприпасов, поставляемых США.

Всё вышеперечисленное является прямым нарушением базовых положений МГП, включая Дополненный протокол II КНО. Одновременно Киев нарушает и Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (КЗПМ), участником которой является с 2006 г. Согласно данным ООН, в рамках обязательств по КЗПМ Киев должен был уничтожить около шести миллионов ПФМ-1 «Лепесток» и 700 тыс. противопехотных мин (ППМ) других типов. Однако реальность показывает, что данное «уничтожение» было осуществлено лишь на бумаге. Призываем государства-члены ООН воздействовать на украинские власти (в т.ч. на площадке КЗПМ) и принять эффективные меры в целях соблюдения киевским режимом международных обязательств и недопущения тяжелых гуманитарных последствий его действий для гражданского населения.

Г-н Председатель,

Придавая большое значение реализации Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием, которая остается, по сути, единственным специализированным глобальным документом в сфере борьбы с нелегальным оборотом ЛСО, выступаем за повышение ее практической отдачи и усиление национального контроля за всеми этапами жизненного цикла оружия – от его производства до утилизации. Считаем востребованными следующие меры: введение запрета на поставки всех видов ЛСО неуполномоченным структурам государства-получателя; жесткая регламентация брокерской деятельности; недопущение несанкционированного реэкспорта оружия; прекращение производства оружия «пиратским» способом, т.е. без лицензий или по истекшим лицензиям.

Наряду с этим уделяем повышенное внимание Регистру обычных вооружений ООН как одному из основных механизмов транспарентности и обеспечения международной безопасности посредством отслеживания и выявления дестабилизирующих накоплений оружия в тех или иных регионах мира. В то же время с настороженностью относимся к попыткам ряда стран расширить сферу охвата Регистра, принимая во внимание уже имевшие место прецеденты, когда этот механизм был использован в несвойственных его предназначению целях, в т.ч. при определении параметров оружейного эмбарго, вводимого по линии СБ ООН.

По-прежнему полагаем нецелесообразным присоединяться к Международному договору о торговле оружием, участвовать в проводимых под его эгидой официальных мероприятиях. При этом исходим из того, что установленные Договором стандарты существенно ниже российских. Кроме того, серьезные вопросы вызывает и применение Договора на практике. Абсолютно недопустима ситуация, при которой его отдельные участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять продукцию военного назначения в зоны вооруженных конфликтов.

Благодарю за внимание.