Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации И.А.Тяжловой на шестой сессии Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 по пункту повестки дня «Правила, нормы и принципы ответственного поведения государств»

Г-н Председатель,

Мандат Рабочей группы открытого состава (РГОС), который одобрили все государства-члены ООН, предписывает нам в качестве приоритета продолжить выработку правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве. Считаем непреложным строго следовать данной установке.

Рассматриваем неоправданные перекосы в пользу выполнения исключительно существующего списка добровольных и необязательных правил поведения – в дискуссии или в итоговых документах РГОС – как искажение мандата Группы, который предусматривает в качестве приоритета выработку новых норм. Тем более недопустимо навязывать государствам различные несогласованные под эгидой ООН формы отчетности об их соблюдении, пока не будут приняты соответствующие юридические обязательства.

Россия и ряд других стран последовательно настаивает на необходимости согласования всеобъемлющего универсального перечня правил, норм и принципов ответственного поведения и придания им юридически обязывающего характера. К этому нас подталкивают как стремительный прогресс в сфере ИКТ, так и недостаточность существующих добровольных правил для эффективного регулирования данной области.

В этой связи следовало бы вернуться к рассмотрению позиций государств на сей счет, изложенных в резюме председателя первой РГОС. Со своей стороны предлагаем обсудить следующие конкретные принципы и предложения:

1. суверенное право каждого государства на обеспечение безопасности национального информационного пространства, установление норм и механизмов управления своим информпространством в соответствии с национальным законодательством (A/RES/73/27, PP16, 18; A/RES/75/240, PP17, 19);

2. недопущение использования ИКТ для подрыва и ущемления суверенитета, нарушения территориальной целостности и независимости государств (резюме председателя РГОС 2021 г., A/75/816, п.20; доклад ГПЭ 2021 г., A/76/135, п.70), а также для вмешательства в их внутренние дела (доклад ГПЭ 2015 г., A/70/174, п.71 (с); вклады Ирана, Китая в резюме председателя РГОС 2021 г., A/75/816; Правила поведения ШОС в области МИБ, A/69/723, п.3 );

3. недопустимость бездоказательных обвинений других государств в организации и совершении противоправных деяний с использованием ИКТ, включая компьютерные атаки, с последующим принятием различного рода ограничений в виде односторонних мер экономического воздействия и иных способов реагирования (резюме председателя РГОС 2021 г., A/75/816, п.15; доклад ГПЭ 2021 г., A/76/135, п.71 (g); доклад ГПЭ 2015 г., A/70/174, п.28 (f));

4. урегулирование межгосударственных конфликтов путем переговоров, посредничества, примирения или иными мирными средствами по своему выбору, в том числе путем проведения консультаций с участием национальных уполномоченных органов государств (доклад РГОС 2021 г., A/75/816, п.35).

Данные нормы взяты из концепции конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности, которую Россия совместно с группой государств в начале 2023 г. представила – в РГОС и в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Документ призван способствовать предотвращению и урегулированию конфликтов, исключительно мирному использованию ИКТ и служить основой для сотрудничества государств в данных целях. Рассчитываем на конструктивное обсуждение нашей инициативы в РГОС наравне с другими предложениями государств. Исходим из того, что будущий универсальный механизм должен быть разработан под эгидой ООН при учете мнений всех стран-членов в рамках переговорного формата, который должен быть создан для этих целей.

Спасибо за внимание.

Видео выступления