Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по взаимодействию ООН с региональными организациями

Г-н Председатель,

Тему нашего сегодняшнего заседания – сотрудничество между ООН и ЕС – нельзя рассматривать в отрыве от нынешнего состояния Евросоюза. По сути, европейский проект, начинавшийся когда-то как интеграционное экономическое объединение, призванное помочь заживить раны, остающиеся после Второй мировой войны, и примирить проживающие в Европе народы, сегодня полностью поменял свою природу. Сейчас в лице ЕС мы видим агрессивный экспансионистский блок, полностью подчиняющий себя целям и задачам США и НАТО, и ставящий политические интересы существенно выше экономических. Кроме того, лидеры общеевропейских структур, некогда выполнявшие весьма технические задачи, сегодня рвутся в мировую политику и пытаются навязывать свою волю странам-членам. Таким образом, ЕС существенным образом выбивается из числа региональных организаций, с которыми ООН выстраивает отношения по Главе VIII.

Современный ЕС, к нашему огромному сожалению, унаследовал самые худшие колониальные традиции и даже без отколовшейся от него Великобритании яростно продвигает неоколониальные подходы, делая все для того, чтобы защитить благополучие пресловутого «золотого миллиарда», чтобы это ни означало для всего мира. Наиболее выпукло это представление Евросоюза о самом себе выразил присутствующий сегодня в этом зале г-н Боррель своей бессмертной метафорой о том, что ЕС – это прекрасный цветущий сад, в который так и норовят попасть всякие сорняки в виде остальных государств. Сложно не уловить здесь аналогии с американской концепцией «сияющего града на горе», вокруг которой строится пресловутая «американская исключительность». 

Возможно, мы бы смотрели на все это издалека, подтрунивая над напыщенностью и недальновидностью наших европейских соседей, если бы их интеграционный проект с каждым годом не приобретал все более и более антироссийский и даже русофобский характер. Причём эта тенденция проявилась задолго до начала нашей СВО на Украине, или даже до антиконституционного переворота в Киеве в 2014 году, совершенного при прямой вовлеченности стран ЕС. Своего рода точкой отсчета можно считать расширение ЕС 2004 года, когда к нему присоединились 10 новичков из Восточной Европы, многие из которых были объективно не готовы к членству. Именно тогда Евросоюз перестал быть чисто экономическим объединением и впервые поставил политику выше экономики, совершая тем самым огромную и роковую ошибку.

Г-н Председатель,

Ко многим из тех «младоевропейцев» у нас были серьезные вопросы. Уже тогда проявлялась крайне тревожная тенденция в прибалтийских государствах, где отмечались нарушения прав русскоязычного населения и случаи героизации нацистских преступников. Уже тогда была понятна русофобская сущность элиты в Польше и Чехии. Однако в Брюсселе и ведущих европейских столицах, с которыми мы вели диалог по расширению, нас успокаивали: дескать, они маленькие, им страшно один на один с Россией, но как только они вольются в общеевропейскую семью, они успокоятся и присоединятся к конструктивным планам по построению четырех общих пространств между Россией и ЕС. Сегодня сложно это себе представить, но когда-то у нас были такие совместные проекты с Евросоюзом и даже были согласованы дорожные карты по их формированию.

В итоге же все получилось ровно наоборот. Войдя в ЕС, русофобские новички своим ядом отравили весь Евросоюз и фактически узурпировали политику ЕС в отношении России, превратив её в соперничество и «игру с нулевой суммой» вместо сотрудничества. При этом кардинальной девальвации подверглись пресловутые «общеевропейские ценности», которые притягивали к объединенной Европе многих. ЕС стал избирательно глух и нем в зависимости от политической целесообразности, «под нож» попали фундаментальные принципы прав человека, свободы слова и СМИ.

Сегодня, например, из Латвии готовятся выдворить в никуда около тысячи русскоязычных пенсионеров, проживавших в этой стране десятки лет, поскольку их уровень владения латышским языком недостаточен, а русский язык в Прибалтике всячески стараются изжить. А МИД соседней Эстонии, например, на днях опубликовал сообщение о том, что при освобождении Таллина от фашистов 80 лет назад Красная армия якобы целилась в жилые кварталы и культурные объекты. Учитывая, что в ходе той бомбардировки были уничтожены прежде всего штаб-квартиры Гестапо, Абвера, средства ПВО, морской арсенал, пороховые склады и узлы связи, очевидно, что нынешние эстонские власти прочно ассоциируют себя с гитлеровцами.

В ЕС же на это смотрят сквозь пальцы. Более того, Евросоюз теперь дружно голосует против ежегодно вносимой нами в ГА резолюции с осуждением героизации нацизма, а также стоит в авангарде любых начинаний по запрету всего русского, даже если для этого требуется переписать историю.

Уважаемые коллеги,

ЕС за последние годы прочно стал своего рода символом вопиющих «двойных стандартов». Во многом этому, кстати сказать, поспособствовал и присутствующий здесь г-н Боррель. Примеров тут множество. Давайте вспомним, например, Ваши, г-н Боррель, высказывания в феврале этого года о том, что «запрет российских СМИ – это защита свободы слова». При этом наши ответные меры в Евросоюзе критикуют. Или, например, в том же феврале Вы, г-н Боррель, высказались в том духе, что для остановки войны Израиля в Газе нужно прекратить поставлять этой стране оружие. Абсолютно здравая мысль, мы ее поддерживаем, вот только в украинском контексте тот же г-н Боррель как раз настаивает на наращивании военной поддержки Украины, признавая при этом, что при отсутствии таковой конфликт закончится в течение нескольких недель. Не могу не отметить, кстати, что оружие для Украины ЕС в том числе финансирует через Европейский фонд мира. Одним словом, все по Оруэллу: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила». Вот по таким принципам живет сегодняшний Евросоюз.

При этом ЕС, разумеется, всячески стремится позиционировать себя в качестве миротворца и посредника, пытается «рядиться в эту тогу» даже применительно к Украине. Но хочет ли ЕС завершения конфликта в этой стране? Давайте обратимся с этим вопросом к первоисточнику, то есть самому г-ну Боррелю. В июне 2023 года, признавшись, что конфликт на Украине может завершиться за несколько недель, если Запад перестанет оказывать военную поддержку Украине, он отметил: «вопрос не в том, чтобы завершить эту войну, а в том, как мы ее завершим». То есть ЕС как, по сути, воюющая, пусть и опосредованно, на Украине сторона, работает не над урегулированием конфликта, а над тем, чтобы через него нанести максимальный урон России, а идеале – добиться ее стратегического поражения. И эту антироссийскую «геополитическую оптику», цену за которую сотнями тысяч жизней платит не только Украина, но и другие страны мира, ЕС применяет повсеместно. Ею же он руководствуется и в Армении, и в Косовском урегулировании, и в Молдавии, и даже в Африке. По этой причине, г-н Председатель, я думаю, Вы понимаете, почему Россия призывает с осторожностью подходить к взаимодействию ООН и ЕС. Это далеко небескорыстная помощь. За ней неизменно следуют политические требования, навязывание чуждых политических и социально-экономических шаблонов. В итоге из этого всегда получается что-то либо неоколониальное, либо антироссийское, ну не умеет современный Евросоюз работать по-другому.

Уважаемые коллеги,

Я не буду сейчас говорить о крайне странных экономических маневрах, которые предпринимает ЕС в бессильной антироссийской злобе. Про то, как он стреляет себе в обе ноги в вопросах энергетики, отказываясь от дешевых российских энергоносителей и подсаживаясь при этом на гораздо более дорогие поставки из США, из-за чего из ЕС стали уходить крупные производства. Про наводнение европейских рынков дешевой украинской сельхозпродукцией, из-за чего протестуют фермеры почти во всех странах-членах. Про подыгрывание американским оружейным компаниям и дельцам, подминающим под себя «под сурдинку» украинского кризиса европейские рынки. Это, в конце концов, внутреннее дело ЕС, пусть оценку всему этому дают европейские избиратели. В России на такие случаи есть поговорка: «назло маме уши отморожу».

Скажу лишь о том, что Евросоюз допускает огромную стратегическую ошибку, старательно выстраивая из России в угоду своим мелкотравчатым, но очень крикливым русофобам, образ врага.  И это при том, что Россия со своей стороны никаких агрессивных действий в отношении Евросоюза не совершала и никаких антиевропейских проектов не разрабатывала и не реализовывала. Однако в Брюсселе сегодня упрямо пытаются продвигать формулы безопасности от России, а не вместе с Россией. Хотел бы в этой связи напомнить нашим европейским соседям, что любые попытки сколотить объединенный антироссийский блок ничем хорошим для Европы не заканчивались.

Хочется верить, что в ЕС еще остались те, кто помнит об этих уроках истории и кто сможет взглянуть на нынешнюю ситуацию в более широком контексте, предпринять необходимые шаги для того, чтобы вернуть наши отношения в конструктивное и прагматичное русло. Мы от этой задачи никогда не отказывались, так что слово теперь за Брюсселем.

Благодарю за внимание.

Видео выступления