Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН г-жу Розмари Дикарло и координатора Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2231, Постоянного представителя Мальты Ванессу Фрезье за их брифинги. Пользуясь случаем, хотели бы также поблагодарить Посла Ванессу Фрезье и ее команду за усилия по подготовке полугодового доклада координатора «формата 2231», который СБ ООН одобрил консенсусом на прошлой неделе.

Принимаем также к сведению доклад главы делегации Европейского союза Посла Олофа Скуга. С сожалением констатируем, что его выступление было далеко от принципов беспристрастности, которых должен придерживаться Евросоюз при исполнении им обязанностей координатора Совместной комиссии Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Вместо того, чтобы обрисовать объективную ситуацию вокруг Плана, европейские коллеги пытаются возложить ответственность за нынешний кризис в выполнении СВПД на Иран и делают все для того, чтобы «заретушировать» нелегитимные и деструктивные меры, принятые США, европейскими участниками СВПД и самим Брюсселем – в частности, нарушение ими предусмотренных Планом обязательств на фоне сохранения в одностороннем порядке антииранских ограничений, которые они должны были снять в минувшем октябре.

Г-н Председатель, 

Согласование в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) стало уникальным примером того, на что способна многосторонняя дипломатия в современном мире. Тогда государства-участники «ядерной сделки» отбросили политические разногласия и проявили поистине прагматичный подход, позволивший учесть интересы всех заинтересованных сторон и обеспечить все возможности для мониторинга мирного характера иранской ядерной программы. Однако чем дальше, тем больше мы видим, что некоторые из государств-участников СВПД – а также одно государство, которое из него попросту вышло – всеми силами пытаются эту нашу общую дипломатическую победу «обнулить». 

На этом фоне приходится констатировать, что, увы, координатор «формата 2231» в своем выступлении вновь предпочла не называть причину срыва полноформатного выполнения СВПД, которая всем прекрасно известна – выход США из «ядерной сделки» в 2018 году и введение ими нелегитимных односторонних санкций против Исламской Республики Иран. Прошло уже больше пяти лет, сменилась американская администрация, Соединенные Штаты уже подходят к новому избирательному циклу – а никаких реальных шагов по исправлению сложившейся ситуации со стороны Вашингтона как не было, так и нет. Обещания американцев отказаться от политики максимального давления на Тегеран и вернуться в «ядерную сделку» так и остались пустым звуком. И даже более того – ситуация становится только хуже. Нарушения США положений СВПД и резолюции СБ 2231 уже давно приобрели хронический характер.

К сожалению, этот очевидный факт по-прежнему предпочитает игнорировать в своих докладах и Генсекретарь ООН, ограничиваясь «скромными» призывами к Вашингтону снять антииранские санкции или предусмотреть изъятия из них. Аналогичным образом в докладе попросту «замалчиваются» действия Великобритании, Германии, Франции и Европейского союза, уже не первый год следующих «дурному примеру» заокеанских друзей. Не хотелось бы думать, что таким образом Генеральный секретарь А.Гутерреш проявил свою личную солидарность с их действиями.

По сути, из текста доклада Генсекретаря может сложиться глубоко ошибочное впечатление, что именно на Тегеране лежит основная ответственность за неработающий СВПД. Однако любому здравомыслящему человеку понятно, на чьей стороне находится мяч. Не стоит забывать, что возвращение Ирана к выполнению приостановленных им добровольных обязательств по ограничению ядерно-энергетической программы может быть реализовано исключительно при синхронизированном встречном движении западных участников «сделки» и США, действия которых и привели к нынешней ситуации. Российская Федерация изначально предложила придерживаться именно такого подхода – и именно он лег в основу комплексного решения Совместной комиссии СВПД. Однако США и европейские участники Плана фактически саботировали окончательную доводку и согласование данного «пакета». И вдобавок к этому Великобритания, Германия, Франция и ЕС предпочли нанести еще один прямой удар по перспективам полноформатного восстановления СВПД. 

Решения Великобритании, «евродвойки» и ЕС сознательно пойти на несоблюдение их обязательств и сохранить в одностороннем порядке антииранские ограничения, которые они должны были снять 18 октября 2023 года, с точки зрения разрушительного эффекта в отношении выполнения Плана и резолюции СБ ООН 2231 почти ничем не отличаются от действий США – с той лишь разницей, что Вашингтон не выполняет условия «ядерной сделки» целиком, а Лондон, Берлин, Париж и Брюссель – частично. Мы в очередной раз сталкиваемся с открытым пренебрежением международным правом, Уставом ООН и авторитетом Совета Безопасности. А Генсекретарь ООН, который, казалось бы, должен эти принципы защищать и прекрасно осведомлен об истинном положении дел, данные факты просто игнорирует.

Хотим отметить, что никакие ссылки на статью 36 СВПД и якобы запущенный в 2020 г. на венской площадке Механизм разрешения споров, которым западные участники СВПД пытаются оправдать свои глубоко нелегитимные действия, здесь неактуальны. Российская Федерация неоднократно обращала внимание на то, что Механизм так и не был запущен вследствие многочисленных процедурных пробелов, которые так и не были устранены. Более того, в распространенных в Совете Безопасности в отчетный период письмах Великобритания, Франция и Германия обвиняют Иран в том, что он не ратифицировал Дополнительный протокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях с МАГАТЭ, цинично и лицемерно опуская тот факт, что предпринять шаги в этом направлении Тегеран должен был после полноценного снятия наложенных на него незаконных односторонних санкций. 

Г-н Председатель,

Не меньшую обеспокоенность у нас вызывают и непрекращающиеся попытки небольшой группы стран распространять нарратив о неких нарушениях параграфов 3 и 4 приложения «В» к резолюции СБ 2231. Причем их запал не ослаб даже после истечения срока действия предусмотренных ими ограничений – теперь их пытаются вменить Ирану «задним числом». Особый акцент западные страны продолжают делать на мнимых «поставках иранских дронов в Россию для их использования на Украине» – и продолжают подстрекать Секретариат ООН к нарушению статьи 100 Устава ООН, настаивая на проведении неких «расследований». 

В этом контексте крайне неприятно удивлены тому, что в докладе Генсекретаря содержится упоминание проведенного в Постпредстве США «закрытого показа» неких обломков, выдаваемых за элементы якобы сбитых на Украине беспилотников. Причем показ был, видимо, в режиме «только для своих» – ни нас, ни Иран на него американские коллеги почему-то не пригласили. Видимо, правда бы глаза им колола. А вот сотрудников Секретариата ООН американцы на свой «междусобойчик» позвали – и, к большому сожалению, Секретариат на эту провокацию поддался. Считаем, что присутствие представителей «ячейки 2231» на этом мероприятии явно выходило за рамки их служебных обязанностей, четко прописанных в записке Председателя Совета Безопасности S/2016/44 от 16 января 2016 года. Рекомендуем американским коллегам, столь рьяно утверждающим о наличии у Секретариата мандата на проведение каких-то «расследований», внимательно этот документ изучить.

Хотели бы также напомнить, что у «ячейки 2231» нет ни полномочий, ни экспертизы для проведения проверок, инспекций или атрибутивных мероприятий в рамках резолюции СБ 2231. Действия Секретариата, осуществляемые без предварительного согласия Совета Безопасности, не могут служить основой для каких-либо выводов и оценок. 

Вне зависимости от провокаций западных стран, факт остается фактом. Никаких убедительных аргументов в подтверждение измышлений о нарушениях «ракетных» положений приложения «В» представлено так и не было – все распространявшиеся в СБ ООН и «формате 2231» письма на этот счет сводились к неким умозрительным суждениям, «подозрениям» и «пониманиям». Как известно, никаких поставок в обход требований резолюции СБ 2231 не было и быть не могло. Никаких сколь-нибудь вызывающих доверие доказательств обратного, как и доказательств того, что представленные американцами и британцами обломки были собраны на Украине, тоже приведено не было. На этом фоне отвергаем попытки использовать доклады Генсекретаря и Координатора «формата 2231» для распространения ничем не подкрепленных инсинуаций и, как следствие, повышения градуса напряженности вокруг иранской ядерной программы. Вот и сегодня представитель США не сказал ни слова о, собственно, выполнении резолюции 2231, точнее – ее невыполнения США, а сосредоточился на очередной порции обвинений в адрес России и Ирана.

Г-н Председатель,

США и европейским участникам Плана не удастся никакими нелегитимными односторонними действиями и нагнетанием напряженности «заретушировать» собственные нарушения СВПД и резолюции СБ 2231. Именно на этих странах лежит ключевая ответственность за срыв выполнения «ядерной сделки» – и именно они должны привести свою политику в соответствие с ее буквой и духом. Российская Федерация со своей стороны твердо убеждена в том, что решения Совета Безопасности должны неукоснительно выполняться в строгом соответствии с согласованными параметрами. Любые попытки США и европейских участников СВПД пересмотреть их «задним числом» незаконны, опасны и подрывают лежащий в основе резолюции СБ 2231 тщательно выверенный баланс интересов. На этом фоне ожидаем, что западные страны как можно скорее откажутся от своей политики односторонних ограничений в отношении Исламской Республики Иран. Любые другие сценарии ставят под вопрос перспективы СВПД и ведут к эскалации вокруг иранской ядерной программы с весьма вероятными губительными последствиями для и без того напряженной ситуации на Ближнем Востоке. 

Российская Федерация неизменно убеждена в безальтернативности СВПД. Скорейший перезапуск Плана – единственный верный путь, отвечающий интересам региональной и международной безопасности. Надеемся, что и Генсекретарь ООН, называющий План «лучшим возможным способом» обеспечения мирного характера иранской ядерной программы, не будет допускать в своих докладах, мягко говоря, спорных элементов, которые ставят под угрозу и без того хрупкие перспективы полноформатного восстановления венских договоренностей.

Благодарю Вас.

Видео выступления