Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании ГА ООН по использованному Россией в СБ ООН праву вето по продлению мандата Группы экспертов Комитета 1718 по санкциям в отношении КНДР

Г-н Председатель, 

Уважаемые коллеги,

28 марта Российская Федерация проголосовала против американского проекта резолюции о продлении мандата Группы экспертов Комитета СБ ООН по санкциям в отношении КНДР. 

По всей видимости, некоторые страны ждут от нас сегодня оправданий по поводу этого принципиального шага и уже подготовили очередные антироссийские ремарки. Вынужден их огорчить, поскольку на самом деле они стали заложниками собственных иллюзий. Иллюзий о том, что продление полномочий экспертов, которые скомпрометировали себя своими одиозными заключениями, хоть сколько-нибудь способствовало бы нормализации ситуации на Корейском полуострове и вокруг него.

Весьма показательным стало обсуждение этого вопроса в Совете ровно две недели назад. Тогда перед голосованием западные члены всячески упирали на то, что Группу важно продлить в целях сохранения контроля за нераспространением ядерного оружия на полуострове. Они заявляли о важности получения независимых экспертных оценок. Акцентировали значимость восстановления доверия и политического диалога между Севером и Югом. 

Однако буквально через десять минут, сразу после применения нами вето, мы как будто бы оказались на каком-то другом заседании. О судьбе Корейского полуострова уже не было и речи. Вместо этого наиболее заинтересованные в сохранении Группы делегаты принялись сокрушаться из-за упущенной возможности проводить расследования против России с заведомо известными оценками. Это весьма красноречивая демонстрация истинных намерений сторонников резолюции.

Не буду перечислять все оторванные от действительности сюжеты, которыми занималась Группа, прежде всего ее западные члены, в последние годы. Многие из них очень мало соотносились с причинами эскалации в регионе. Ее работа стала сводиться к подыгрыванию западным подходам, перепечатыванию ангажированной информации, анализу газетных заголовков и использованию низкокачественных спутниковых снимков. У такой Группы попросту не было ни ресурсов, ни желания осуществлять предметный анализ накопившихся проблем. 

На этом фоне ситуация вокруг полуострова продолжает стремительно деградировать. Все мы являемся свидетелями беспрецедентного давления на неугодные Западу законные власти в Пхеньяне со стороны коалиции во главе с Вашингтоном. Эта политика включает в себя бряцание оружием, жесткие односторонние рестрикции, агрессивную пропаганду и постоянную демонизацию. Очевидно, что в совокупности все эти меры не только отдаляют перспективы урегулирования в регионе, но и ставят под вопрос саму возможность его реализации в дальнейшем. 

Бьёт все рекорды активная милитаризация полуострова при прямом участии Вашингтона и других членов НАТО. К слову, некоторые из них находятся в десятках тысяч километров от КНДР, и нам хотелось бы услышать, чем оправдывают они свое подключение к военным маневрам на другом для них конце света. 

Западные делегации наверняка сегодня будут рассказывать о провокационном характере баллистической активности Пхеньяна. Однако они старательно обойдут стороной тот факт, что 2 апреля «тройка» в лице США, Японии и Южной Кореи провела очередные испытания американского стратегического бомбардировщика B-52H при участии истребителей последнего поколения трех стран. Кроме того, в марте прошли очередные учения Альянса «Фридом Шилд», в ходе которых было проведено 48 войсковых маневров. Это вдвое больше, чем в ходе аналогичной учебной кампании в прошлом году. При этом не скрывается, что в ряде тренировок проводятся репетиции физического уничтожения северокорейского руководства. Отличная демонстрация «протянутой руки», о которой всякий раз говорит делегация США.

Наша делегация неоднократно указывала на то, что за прошедшие годы санкции не способствовали достижению поставленных международным сообществом целей и не привели к нормализации ситуации на Корейском полуострове. Кстати говоря, в ходе регулярных заседаний СБ большинство его членов полностью признают это. 

Одновременно санкции влекут за собой острые гуманитарные последствия, которые лежат тяжким бременем на северокорейском населении. В результате подрыва доверия между ООН и Пхеньяном на территории страны не присутствуют структуры Организации, которые могли бы заняться этим важным вопросом. Недавно был назначен новый резидент-координатор в КНДР, однако перспективы запуска его полноценной работы стремятся к нулю. 

С учетом этих факторов мы на протяжении нескольких лет призывали к пересмотру рестрикций, их адаптации к новым реалиям.  

Хорошая возможность была упущена в конце 2017 – начале 2018 года, когда Пхеньяном был объявлен мораторий на запуски межконтинентальных ракет и ядерные испытания и дано согласие на прямой диалог с Президентом США по урегулированию. Ответа на этот шаг от Совета Безопасности тогда не последовало. Россией и Китаем был также выдвинут российско-китайский гуманитарный проект резолюции и другие инициативы. Однако все эти попытки всякий раз наталкивались на абсолютное нежелание западных стран отойти от своей логики «удушения» Пхеньяна любыми средствами. И это важно: для блокирования любых усилий по смене этой парадигмы у них имеется уникальный ресурс. 

Рестрикции в отношении Пхеньяна – единственный страновой санкционный режим, который носит бессрочный характер. Не работают элементарные механизмы по его корректировке, не предусмотрены процедуры справедливого решения о делистировании тех или иных лиц. Все остальные ограничительные меры в отношении отдельных стран имеют конечные реалистичные цели, подвергаются пересмотру на регулярной основе. На них распространяются инициативы предотвращения несправедливого наказания, как, например, швейцарская о мандате омбудсмена. Но это не относится к КНДР, Пхеньяну отказывается во всем. 

Все слова западных стран об их заинтересованности в диалоге по оценке санкционных мер – пустословие. И мы неоднократно получали подтверждения этому, ведь на практике все сводится лишь к новой порции критики, предложениям ужесточить санкции или, как минимум, ничего не менять. 

Нынешняя ситуация доказывает это лучше всего. В ходе переговоров по проекту резолюции по мандату Группы экспертов мы выступили с предложением о том, чтобы привести кабальный санкционный режим в отношении КНДР в соответствие с принятой в отношении других стран практике, и перевести рестрикции на ежегодную основу. В таких условиях новое и конструктивное звучание приобрела бы и деятельность группы санкционных экспертов, которые вместо бесконечной информационной пикировки могли бы предложить реалистичные идеи по актуализации рестрикций Совета. Стимулы к диалогу могли бы появиться и у Пхеньяна. 

Однако наши коллеги по Совету отвергли наше предложение, тем самым расписавшись в том, что их цели в отношении КНДР остаются неизменными. Стало ясно, что никаких подлинно независимых расследований, никаких серьезных обсуждений им не надо. Западные страны просто испугались потерять инструмент, который они столько лет так эффективно использовали в своих узкокорыстных национальных целях.

Уважаемые коллеги, 

Россия неизменно привержена своим обязательствам в соответствии с международным правом. Для тех, кто проливает «крокодиловы слезы» по Группе экспертов Комитета 1718, хотел бы сказать, что санкционный Комитет 1718 продолжает действовать. Однако согласиться с идеей сохранения статус-кво в отношении северокорейского досье мы не можем.

Надеемся, что в дальнейшем у членов Совета возобладает мудрость и заинтересованность в нормализации обстановки на Корейском полуострове. Бессрочное сохранение «драконовских» рестрикций заведомо обречено на провал и не соответствуют требованиям времени. Запуск серьезного мыслительного процесса по актуализации санкционного режима в отношении КНДР необходим как никогда. 

И хотя мы пока не видим со стороны западных стран здравого подхода, мы, руководствуясь особой ответственностью постоянного члена СБ ООН по поддержанию мира и стабильности, готовы предпринять еще одну попытку найти выход из ситуации, сложившейся вокруг Группы экспертов. В этой связи планируем внести на рассмотрение Совета в самое ближайшее время проект резолюции, который бы предусматривал годичное продление мандата Группы при четкой фиксации императива принятия СБ решения об актуализации параметров северокорейского санкционного режима. Это, возможно, последняя возможность Совета выйти на сбалансированное решение. Призываем ее не упустить. 

Благодарю за внимание. 

Видео выступления