Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Постоянного представителя В.А.Небензи информагентству «ТАСС», 10 февраля 2024 года

Вопрос: Какова ситуация с выдачей США виз российским дипломатам? Какие препоны ставят американские власти работе российского представительства при ООН?

Ответ: К сожалению, ситуация не улучшается. США продолжают злоупотреблять статусом страны пребывания Штаб-квартиры ООН. Сотрудники Постпредства и члены их семей долго, в среднем более шести месяцев, ожидают продления виз. Все это время они лишены возможности выезда на родину даже по серьезным гуманитарным причинам. Ряд новых сотрудников, отобранных для работы в Постпредстве, по полгода и более не могут въехать в США. Сложности есть и у делегатов, направляемых в командировки на отдельные мероприятия, ни одно из которых еще не прошло без визовых проблем: от выдачи виз с существенным опозданием до прямых отказов.

В целом США стараются создавать максимально некомфортные условия для функционирования нашего Постпредства в тщетной попытке подорвать его эффективность. Недавно американцы дополнительно ужесточили транспортные ограничения. В результате сотрудники Постпредства оказались заперты в пределах так называемой 25-мильной зоны. То есть они годами, подчеркну — годами вынуждены жить в радиусе куда меньше радиуса Москвы. Введен запрет на приезд в Нью-Йорк родственников наших сотрудников. Остается нерешенным вопрос незаконно изъятой властями США дипломатической собственности на Лонг-Айленде. Местные спецслужбы зачастили с вербовочными подходами к нашим сотрудникам, да и просто преследуют их на улицах Нью-Йорка. Все это — для оказания психологического давления на российских дипломатов.

Все эти вопросы регулярно поднимаем в рамках профильных ооновских органов. Однако их эффективное разрешение невозможно без подключения Генсекретаря. Именно он, по Соглашению о Центральных учреждениях, является гарантом соблюдения американцами своих обязательств. В случае нарушений на нем лежит обязанность запуска арбитража между ООН и США. Однако Антониу Гутерриш который год подряд продолжает это свое обязательство игнорировать.

Вопрос: Есть ли прогресс в разработке резолюции Совета Безопасности ООН с требованием о немедленном прекращении боевых действий в секторе Газа? Рассматривает ли Россия возможность предложить свой вариант документа, быть может, в соавторстве с другими членами Совбеза?

Ответ: Приходится признать, что Совет Безопасности ООН до сих пор не смог принять адекватное беспрецедентным событиям в зоне палестино-израильского конфликта решение с требованием к сторонам немедленно прекратить военные действия в секторе Газа.

Мы неоднократно пытались представить на рассмотрение членов Совета проекты резолюций, заявления председателя СБ ООН, а также советующие правки на основе формулировок резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых большинством стран-членов. Тем не менее наши проекты раз за разом блокировались США, предоставляющими своему региональному партнеру свободу рук для продолжения коллективного наказания палестинцев.

Накануне министерских дебатов в прошлом месяце мы предприняли еще одну попытку добиться коллективной реакции Совета, предложив проект заявления председателя с требованием немедленного гуманитарного прекращения огня. Однако в очередной раз Вашингтон и его союзники этот документ заблокировали, подтвердив, что сохранение жизней мирных палестинцев в их приоритеты не входит.

Сейчас в работе Совета Безопасности ООН находится проект резолюции, предложенный делегацией Алжира. Это очень солидный, сильный документ. Его фокус вновь на требовании немедленного гуманитарного прекращения огня. Кроме того, нашими коллегами по Совету добавлены ссылки на временные меры Международного суда ООН по иску ЮАР против Израиля, в котором суд воспроизвел обязательства, которые и без того лежат на Израиле, как и на всех государствах, в силу международного права. Посмотрим, удастся ли Совету Безопасности ООН на этот раз выйти на приемлемые формулировки на фоне активно ведущихся в регионе переговоров по временному перемирию.

Вопрос: Как сильно и в каком направлении поменялись настроения стран в СБ ООН после того, как США заняли линию на блокирование всех усилий органа по прекращению боевых действий в секторе Газа?

Ответ: Как я уже отметил, Совет Безопасности ООН предпринял несколько попыток принять решение с призывом к прекращению боевых действий, все из которых, к сожалению, были заветированы делегацией США. При этом можно с уверенностью сказать, что по ходу операции Израиля по зачистке территории Газы все больше и больше стран пересматривало свои позиции и отношение как к атаке 7 октября, которую мы, конечно же, осуждаем, так и к событиям, послужившим истинной причиной нынешней эскалации, а именно — многолетнему игнорированию справедливого решения палестинского вопроса. Такого рода переосмысление произошло и среди членов СБ, включая западные страны.

Весь Совет, кроме американцев, в том или ином ключе говорит о безальтернативности немедленного прекращения огня, будь то в целях обеспечения беспрепятственного гуманитарного доступа ко всем нуждающимся, освобождения всех заложников, удерживаемых в анклаве, или же для реанимации процесса политического урегулирования палестино-израильского конфликта в рамках двухгосударственной формулы.

Даже преданная американскому "старшему брату" Великобритания неоднократно признавала безальтернативность установления перемирия, ведущего к устойчивому повсеместному прекращению огня, не говоря уже и о других членах Совета, искренне разделяющих страдания палестинского народа. Это отражается и в результатах голосования. Все продукты Совета Безопасности с формулировкой "прекращение огня" были единолично заблокированы американцами, что указывает на изоляцию Вашингтона в Совете по палестинскому вопросу.

Вопрос: Ранее Генеральный секретарь ООН заявил, что не видит смысла в возобновлении зерновой сделки и что всемирная Организация работает над новыми формами соглашения. Какими, в вашем представлении, могут быть эти формы и связывались ли представители ООН с Россией по данной проблематике?

Ответ: Как известно, зерновая сделка — это пакетное соглашение. Она состояла из двух равнозначных частей. Одна, так называемая "черноморская инициатива", касалась вывоза украинского зерна из портов Черного моря и была рассчитана на 120 дней с возможностью продления. Вторая составляющая — это меморандум между Россией и ООН по обеспечению беспрепятственного доступа отечественной сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, он действует до 2025 года.

Мы неоднократно разъясняли причины приостановки "черноморской инициативы". Ее изначально гуманитарный характер очень быстро сменился на коммерческий. В результате вместо оказания помощи наиболее нуждающимся странам она успешно осуществлялась в интересах Киева и бенефициаров из числа благополучных западных государств. На долю беднейших государств пришлось менее 3% от экспортируемого продовольствия. В дополнение к этому украинцы использовали безопасные маршруты для атак беспилотниками на российские корабли и порты.

На контрасте: за то же время подвижек в осуществлении меморандума Россия — ООН практически не было. Ключевые для нас положения документа попросту не реализовывались, а предлагавшиеся паллиативные меры носили несистемный характер. Проблемы банковских платежей, страхования, транспортной логистики и поставок в Россию запчастей так и не были решены, то есть не было никаких реальных изъятий из санкций Вашингтона и Брюсселя. Более того, представители некоторых западных стран лицемерно заявляли, что санкции якобы не распространяются на продовольствие и нам ничто не мешает экспортировать его. В этой связи крайне показателен пример с удобрениями, заблокированными в портах ЕС, которые мы на протяжении полутора лет пытаемся безвозмездно передать беднейшим странам при содействии ООН. Завершены лишь две поставки.

Неоднократно обозначали свою четкую позицию: готовы рассмотреть возможность возобновления черноморской инициативы после снятия односторонних ограничительных мер с российских компаний — производителей и экспортеров сельхозпродукции и удобрений.

В этих целях поддерживаем плотный контакт с Антониу Гутерришем и генсекретарем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ребеккой Гринспан, возглавляющей ооновскую команду по вопросам реализации меморандума. Совместно обсуждаем различные варианты выхода из ситуации.

Вместе с тем на данном этапе не видим перспектив и предпосылок возобновления сделки. Пока все предложения ООН не носят принципиально нового характера и не способствуют нахождению долгосрочного устойчивого решения. "Добавленной стоимости" мы в них не видим.

Со своей стороны продолжаем добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по экспорту отечественного продовольствия и удобрений в наиболее нуждающиеся страны, несмотря на введение нелегитимных санкций. В частности, во исполнение решения Президента России Владимира Путина о безвозмездной поставке ряду африканских стран пшеницы, озвученного в ходе второго саммита Россия — Африка в июле 2023 года, направили 200 тыс. тонн зерна в Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, ЦАР и Эритрею.

Вопрос: Россия, как и большинство стран — членов ООН, поддерживает реформу Совета Безопасности с расширением состава как постоянных, так и непостоянных его членов. Когда, по вашему мнению, эта реформа могла бы быть осуществлена и какие препятствия есть на пути к ее реализации?

Ответ: Это действительно актуальный вопрос, ведь на кону стоит будущее главного органа ООН, отвечающего за поддержание международного мира и безопасности. В конечном счете от итогов реформы во многом зависит судьба всей организации.

На площадке ООН продолжаются кропотливые межправительственные переговоры по сближению позиций государств. Как мы видим, по ряду аспектов мнения переговорных групп продолжают диаметрально различаться. Это касается и количества членов Совета, и срока их пребывания в органе, и других параметров работы СБ. При этом важно не допустить дальнейшего увеличения количественного перекоса в составе Совета в пользу представителей Запада, а также размывания исключительных прерогатив постоянных членов, включая право вето.

Хочется верить, что нам удастся преодолеть все разногласия и прийти к желаемому консенсусу. Чем раньше — тем лучше. Однако ставить какие-то искусственные крайние сроки завершения реформы крайне контрпродуктивно. Принятие поспешного несбалансированного решения не будет способствовать повышению эффективности работы Совета.

Вопрос: Генсек ООН на саммите Движения неприсоединения в Уганде выразил мнение, что Африка должна быть представлена в Совбезе постоянным членом. Какая позиция РФ в этом вопросе и кто, по вашему мнению, мог бы представлять Африку в СБ ООН на постоянной основе?

Ответ: Россия последовательно поддерживает укрепление представленности Африки в СБ ООН и устранение допущенной в отношении нее исторической несправедливости. Этот постулат зафиксирован, в частности, в итоговом документе второго саммита Россия — Африка, прошедшего в июле прошлого года в Санкт-Петербурге.

Наша позиция последовательная и не менялась с начала переговоров. В конце концов, становление подлинно многополярного мира невозможно без расширения состава Совета за счет африканских государств. Нынешнее положение Африки в органе не соответствует ни общему числу государств континента, ни его современной роли в международных делах.

На вопрос, кто именно должен представлять Африку, должны ответить сами африканцы. Мы всегда внимательно прислушиваемся к их мнению в вопросах, затрагивающих их коренные интересы. Несомненно, поступим так же и на этот раз. Однако на текущий момент, как известно, единой позиции Африканского континента по конкретным кандидатам пока не сформировано. Решение же по параметрам реформы, в том числе по категориям членства, должно быть принято подавляющим большинством стран — членов ООН.

Вопрос: Россия ранее поднимала вопрос о переносе штаб-квартиры ООН в другую страну. Ведутся ли какие-либо обсуждения по данной тематике? Какая страна, по вашему мнению, могла бы принять у себя всемирную Организацию?

Ответ: К сожалению, США за последние годы бесповоротно дискредитировали себя как страна, принимающая Центральные учреждения ООН. Ведь на нее возложена особая ответственность, не говоря уже о том, что принимать на своей территории штаб-квартиру единственной универсальной международной организации вообще большая честь. Это понимали отцы-основатели ООН, включая, к слову, Президента США Франклина Делано Рузвельта. Очевидно, что нынешнее американское руководство, к сожалению, не осознает и не ценит эту важную историческую роль. Поэтому оно и не справляется со своими обязанностями страны пребывания: в Вашингтоне перевешивают внутриполитические соображения, желание мелочно свести счеты с геополитическими конкурентами, хоть в чем-то насолить российским дипломатам. Ведь победить российскую дипломатию в честном бою на дипломатических площадках у американцев никак не получается. Поэтому, к сожалению, в ход идут нечистоплотные бытовые приемы, о которых я уже говорил. Все это недостойно США как великой державы, да и победить им нас не помогает — до наших западных коллег все никак не дойдет, что русские люди в широком смысле этого слова под давлением только крепнут и препоны их только мобилизуют. Это же могу сказать и о коллективе нашего Постпредства.

Вопрос о том, в какой другой стране Организация Объединенных Наций и ее члены чувствовали бы себя более комфортно, конечно, не праздный. Но за перенос штаб-квартиры должно проголосовать большинство стран — членов ООН, и если говорить реалистично, американцы ни за что не позволят этому случиться. Для них это вопрос и престижа, и политического капитала, и даже, в конце концов, экономической выгоды. А их методы шантажа, запугивания и выкручивания рук всем прекрасно известны.

Вопрос: По итогам прошедших с участием Министра иностранных дел России Сергея Лаврова заседаний Совета Безопасности как бы вы оценили их эффективность, удался ли обмен мнениями? Поскольку, как видится, зачастую созываемые Западом заседания оборачиваются набором однотипных заявлений участников. Необходимы ли такие встречи СБ, если в ходе таких заседаний замыливается тема, или это преднамеренный прием западных стран-членов? Не утрачивается ли тем самым эффективность Совета в глазах стран мирового большинства?

Ответ: Визит Сергея Лаврова в Нью-Йорк — это всегда событие для ооновской площадки. Нашего министра очень ждут и коллеги по ООН, и руководство всемирной организации, и журналисты. Видели бы вы, какая очередь выстраивается на двусторонние встречи. В графике двух-трехдневного визита нет свободных пяти минут. Для всех коллег — министров иностранных дел других государств это возможность получить российскую позицию по всем животрепещущим вопросам международной повестки дня из первых рук.

Заседания СБ ООН с участием Сергея Лаврова тоже получают самый широкий резонанс. В этот раз Совет обсудил по российской инициативе риски для международного мира и безопасности, порожденные западными поставками вооружений на Украину. Министр подробно рассказал о генезисе украинского конфликта, его реальных первопричинах, деструктивной линии коллективного Запада и развенчал иллюзии о разного рода сомнительных "саммитах", "форматах" и прочих якобы миролюбивых инициативах киевского режима, которые на самом деле не более чем предлог для дальнейшего выклянчивания вооружений и финансов из западных спонсоров.

То, что наши западные коллеги на таких заседаниях из раза в раз повторяют одни и те же тезисы, — еще одна иллюстрация ущербности западной деструктивной линии. Им действительно нечего сказать, в том числе и населению своих собственных стран. Ведь все попытки подавить и победить Россию, нанести ей стратегическое поражение, зашли в тупик. Вот им и приходится как-то выкручиваться, твердить про то, что во всех мировых бедах виновата Россия. Всерьез это уже никем не воспринимается. Да и о западной дипломатической школе говорит не лучшим образом.

Наш министр также принял участие в заседании СБ ООН, на котором обсуждалась тяжелейшая ситуация в зоне палестино-израильского конфликта. Он представил наши подходы к ближневосточному урегулированию, в том числе новую российскую инициативу на этот счет. Все это вызвало колоссальный интерес у аудитории, прежде всего среди арабских государств.

Поэтому прошедшие в январе мероприятия в Совете Безопасности ООН с участием нашего министра мы считаем действительно важными и эффективными. Самый главный вывод из них — Россию внимательно слушают. Нас просят продолжить играть активную посредническую роль в решении всех "горящих" международных проблем. Для всех очевидно, что их невозможно урегулировать без России. Поэтому мы продолжим доносить слово правды, предлагать справедливые решения, пользуясь теми возможностями, которые предоставляет ооновская площадка. Мы чувствуем, что это востребовано. Видим это и по тому живому отклику, который получаем от наших граждан, в том числе в соцсетях. Такая поддержка людей очень вдохновляет.

Вопрос: Считаете ли вы, что иск ЮАР к Израилю об осуществлении геноцида против палестинцев может привести к каким-то ощутимым результатам? Как оцениваете на сегодняшний день работу ООН в контексте урегулирования палестино-израильского кризиса?

Ответ: Ощутимый результат уже имеется. Предписывая в отношении Израиля временные меры, Международный суд ООН признал "правдоподобной" информацию о совершении в Газе геноцида.

Что касается содержания самих временных мер, то реализовать их без прекращения Израилем своей военной операции, как представляется, едва ли возможно. Они предписывались судом не в вакууме, а по конкретному иску ЮАР, в центре которого — обжалование того, каким способом эта операция проводится и с совершением каких деяний, включая потенциальный геноцид, она сопряжена.

Таким образом, суд подкрепил позицию, с которой последовательно выступала российская делегация, добиваясь во взаимодействии со странами региона включения в принимаемые по линии Совета Безопасности документы положения о немедленном прекращении огня. Как известно, эти усилия оказались в Совете заблокированы ввиду деструктивной линии США.

Вопреки многим ожиданиям решение не содержит требования к Израилю прекратить боевые действия и вывести войска из сектора Газа. По-прежнему рассчитываем на соответствующие шаги по линии Совета Безопасности ООН и возврат к дипломатическим усилиям в соответствии с универсальной международно-правовой основой ближневосточного урегулирования.

Более семи десятилетий нерешенный палестинский вопрос остается источником региональных и международных разногласий, эксплуатируется в качестве идеологической мотивации. Более того, неурегулированность проблемы приносит неисчислимые страдания палестинскому и израильскому народам, арабским государствам и расположенным там многочисленным палестинским диаспорам, включая беженцев, вынужденных десятилетиями ютиться в отведенных для них лагерях.

Такое положение дел в последние несколько лет усугубилось попытками Вашингтона в одиночку, в отрыве от коллективной работы и согласованных усилий, навязать арабским соседям Израиля экономический мир без урегулирования палестинской проблемы. Дело дошло до того, что стали выдвигаться односторонние инициативы, которые не просто игнорируют, но и подрывают одобренную в ООН и закрепленную резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи международно-правовую базу палестино-израильского урегулирования.

США пытались, в частности, закрыть глаза на продолжающееся строительство израильских поселений на оккупированных территориях: признали израильский суверенитет над оккупированными Голанскими высотами. А теперь внезапно мы слышим от американцев призывы прекратить насилие со стороны поселенцев в отношении палестинцев на Западном берегу (реки Иордан — прим. ТАСС). В результате безысходности палестинцев мы имеем сегодня беспрецедентный по масштабам конфликт, который несет в себе риски расползания на весь регион Ближнего Востока.

На протяжении этих лет Россия открыто предупреждала о бесперспективности и опасности такого курса. Мы прямо говорили, что он может привести к трагическим последствиям. Но, к сожалению, в Вашингтоне были и остаются слепы и глухи к любым доводам здравого смысла.

Вопрос: Какие темы будут для России магистральными на площадке Совета Безопасности в 2024 году? Планируется ли, в частности, в ближайшее время возобновить на площадке СБ ООН обсуждение темы расследования подрывов "Северных потоков"?

Ответ: Начну со второй части вашего вопроса. Вопрос о теракте против "Северных потоков" никуда с повестки дня СБ ООН не уходил, как бы нашим западным коллегам ни хотелось его спустить на тормозах. Они всячески саботировали дискуссию по этой теме в прошлом, и именно поэтому мы планируем держать ее в фокусе внимания Совета, добиваясь от него внятной реакции.

Что касается других магистральных сюжетов, то это прежде всего "горящий" Ближний Восток. Из-за крайне деструктивной позиции США и их союзников пламя конфликта полыхает там все сильнее, распространяясь из Газы дальше по региону, в Йемен, Сирию, Ирак. Ситуация очень опасная, и, к сожалению, пока перспектив ее урегулирования не видно. Мы продолжим самым активным образом участвовать в дискуссиях по этой теме в СБ, предлагать свои варианты решений, прислушиваясь прежде всего к мнению наших арабских друзей.

Разумеется, будем последовательно доводить нашу позицию по Украине.

При этом мы, конечно, намерены держать в поле зрения и другие традиционно важные для СБ ООН сюжеты — ситуацию в ряде африканских стран, на Балканах, в других регионах. Планируем последовательно продвигать наши подходы, которые нацелены на урегулирование всех спорных ситуаций на основе справедливости и баланса интересов. Словом, будем делать все, чтобы не позволить утвердиться однобокому и лукавому "порядку, основанному на правилах", который придуман США и их союзниками исключительно для продвижения своих собственных геополитических интересов.