Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по взаимодействию ООН с региональными организациями

Г-н Председатель,

Благодарим Высокого представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности г-жу Федерику Могерини за обстоятельный брифинг.

Прежде всего, хочу поздравить всех с 72-й годовщиной победы над фашизмом. Это великое событие изменило мир в лучшую сторону и заложило фундамент Организации Объединенных Наций. Эта победа сделала возможной подлинное объединение Европы, не на основе бредовых идей превосходства одних над другими, а на основе равноправия и взаимоуважения. Мы полностью разделяем эти ценности – именно они должны лежать в основе современного многополярного мира.

Г-н Председатель,

Россия последовательно выступает за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Главы VIII Устава ООН. Взаимодействие с Евросоюзом не исключение, оно также должно выстраиваться на основе Устава, а также в рамках резолюции Генассамблеи ООН 65/276 от 2011 года.

Отмечаем вклад Евросоюза в решение многих международных проблем и его становление в качестве по-настоящему глобального игрока на мировой арене.

Российско-есовское взаимодействие по многим актуальным вопросам международной повестки дня не прерывается, несмотря на то, что наши отношения переживают не лучшие времена. Это особенно заметно на примере тех тем, где объективно стыкуются интересы России и ЕС. К таковым относятся вопросы борьбы с терроризмом и наркотрафиком, диалоги по миграции и реадмиссии, проблематика разоружения и нераспространения, ситуация на Ближнем Востоке, Балканах, в Африке и Азии, включая Центральную Азию.

Хорошими примерами сотрудничества с ЕС являются наши совместные усилия по урегулированию иранской ядерной программы, а также взаимодействие в сфере внутренней безопасности, в рамках которых регулярно проводятся конструктивные и полезные российско-есовские переговоры по контртерроризму.

С удовлетворением отмечаем имеющийся положительный опыт российско-есовского взаимодействия в сфере обеспечения безопасности, в том числе в ходе операций и миссий ЕС в Чаде/ЦАР, Боснии и Герцеговине, в борьбе с пиратством у берегов Сомали. К сожалению, углублению нашего сотрудничества в области кризисного регулирования мешает отсутствие правовой базы.

В то же время, к сожалению, современные реалии и дискуссии в Совете Безопасности показывают, что европейские партнеры вместо терпеливой и аккуратной совместной работы часто делают выбор в пользу деструктивных односторонних подходов, что не может не вызывать у нас серьезную озабоченность.

Вызывает обеспокоенность и продолжающееся использование Евросоюзом односторонних санкций в обход СБ ООН. Считаем такого рода ограничительные меры нелегитимными и контрпродуктивными, тем более что расширявшаяся на протяжении последних двух десятилетий практика их применения в большинстве случаев приводит к дополнительным страданиям населения, но никак не способствует урегулированию кризисов. Подобная практика расшатывает легитимность ООН и больно бьет по авторитету самого ЕС.

Еще одним примером противоправной деятельности является участие ЕС в так называемой анти-игиловской коалиции, которая проводит силовые операции в Сирии без мандата СБ ООН и приглашения сирийского правительства. Это подрывает порядок, основанный именно на международном праве, а не на непонятно кем установленных «правилах», отдаляет перспективу формирования глобального антитеррористического фронта при координирующей роли ООН и снижает эффективность борьбы с терроризмом в целом.

Внимательно следим за ситуацией в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе за продолжающимся исходом беженцев из охваченных конфликтами стран. С сожалением констатируем, что эта плачевная ситуация стала результатом внешнего вмешательства во внутренние дела государств и агрессивной политики в этих регионах, сопровождавшихся нарушениями Устава ООН и резолюций ее Совета Безопасности. Проводимая Евросоюзом операция «София» пока не справляется со своей основной задачей – разрушением «бизнес-модели» нелегальной транспортировки людей и сетей контрабандистов в регионе,

С учетом последнего доклада Генсекретаря ООН о деятельности Миссии ООН в Косово и того, как в нем отражены усилия есовских структур, было бы правильным, если бы усилия ЕС и шире – региональных организаций в кризисных ситуациях, где они взаимодействуют с ооновскими политическими структурами, дополняли бы работу ООН и были бы направлены на реализацию международно-согласованных параметров урегулирования. Недопустимо уводить процессы урегулирования в сторону собственных повесток дня и приоритетов.

 

 

Безальтернативной основой урегулирования конфликта на юго-востоке Украины является минский «комплекс мер».

Усилия необходимо сфокусировать на выполнении политических аспектов договоренностей: предоставлении Донбассу особого статуса, амнистии его жителям, разведении сторон и гуманитарном разминировании. Все это невозможно без развития прямого диалога с Донецком и Луганском. Начать же реализацию политических аспектов может только Киев, а там упорно блокируют этот процесс.

Пока же у Брюсселя сохраняется противоречащая логике ставка на антироссийские санкции, что лишь способствует формированию у властей Украины чувства безнаказанности и безответственности.

Возьмем другой пример. Именно в эти дни, когда мир празднует очередную годовщину окончания Второй мировой войны, хотели бы напомнить о принципиальном отказе ЕС поддерживать вносимые Россией проекты резолюций ГА ООН по борьбе с героизацией нацизма. Нельзя игнорировать остроту проблемы неонацизма в странах, которым Брюссель покровительствует, в том числе в Прибалтике и на Украине. Тем более, недопустимо играть с этим огнем ради сиюминутных политических целей. Этот урок Европа должна была выучить.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что мы со своей стороны настроены на полноценное сотрудничество с Евросоюзом, ориентированное на общие стратегические цели, но происходить это должно исключительно на равноправной основе, с учетом интересов и озабоченностей друг друга

Благодарю Вас.