Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Мьянме

Г-жа Председатель,

Внимательно выслушали брифинг помощника Генсекретаря ООН Халеда Хиари. Приняли к сведению оценки представителя УКГВ Лизы Доутэн. 

Сожалеем, что сегодня из-за продавленного неформальными кураторами досье открытого формата заседания не получится спокойный неполитизированный разговор, нацеленный на поиск решения рассматриваемых проблем. Очевидно, что есть вещи, которые нельзя обсуждать в режиме «мегафонной дипломатии» и у нас есть все основания полагать, что произошедший по настоянию западных делегаций отход от устоявшейся практики проведения заседаний СБ по Мьянме в закрытом формате не будет способствовать продуктивной дискуссии. 

Г-жа Председатель,

Для определения путей решения сегодняшних проблем в Мьянме необходимо определить их коренные причины. Они, как и в случае со многими другими государствами, кроются в ее прошлом, омраченном западной колониальной политикой. За несколько десятилетий своего владычества на мьянманской земле Великобритания полностью перекроила сложившееся за столетия положение вещей. Играя на противоречиях разных народов и этнических групп страны, Лондон настроил их друг против друга настолько сильно, что сегодня мы наблюдаем эти отголоски. Это касается в том числе и Ракхайнской национальной области. 

Мьянма является образцом излюбленной политики Лондона «разделяй и властвуй». И таких примеров в истории одной только Юго-Восточной Азии предостаточно. Помимо Мьянмы жертвами британских вторжений и нещадной эксплуатации человеческих ресурсов стали сотни миллионов жителей, населяющих современный Китай, Индию, Пакистан, Бангладеш, Малайзию, Сингапур, Бруней, Шри-Ланку. Коренное население Австралии и вовсе оказалось на грани истребления. 

Именно Великобритания принесла в регион разрушения и массовую гибель населения и одновременно заполучила несметные богатства для своей элиты. Достаточно посмотреть на старинные особняки центрального Лондона и зайти в основные музеи города, чтобы понять, что масштабы награбленного могут превзойти всякое воображение. Об истинном отношении западных элит к жителям Южной и Юго-Восточной Азии свидетельствует заявление Премьер-министра Уинстона Черчилля, когда в Индии в 1943 г. разразился голод из-за грабительской политики британской короны. Тогда британский лидер отказался помогать, сказав лишь, что «это собственная вина индийцев за то, что они размножаются как кролики». 

На этом фоне очевидны «фантомные боли» Лондона по безвозвратно ушедшему колониальному прошлому, его стремление ухватиться за любую возможность для того, чтобы хоть как-то повлиять на становление нового центра силы в Юго-Восточной Азии. Суть британской алчной политики не изменилась. Изменились методы. Из-за неспособности повлиять на власти Мьянмы посредством пушек и ружей, как это было в ходе трех бирмано-британских войн в XIX веке, Великобритания взялась за нелегитимные ограничительные меры. Для оказания политического давления она пытается задействовать международные организации, включая ООН и ее Совет Безопасности. Именно в этом кроется истинная причина созыва сегодняшнего заседания, и пусть никого не вводят в заблуждение лукавые увещевания наших британских коллег относительно их беспокойства за судьбы мьянманских граждан. 

Г-жа Председатель,

Говоря об актуальном положении дел в Республике Союз Мьянма, являющейся нашим давним другом и близким партнером, хотели бы подчеркнуть, что ни принятие Советом Безопасности резолюции 2669, ни некоторое обострение обстановки за последние пять месяцев не являются факторами, требующими созыва открытого заседания СБ. Ситуация в Мьянме не является угрозой международному миру и безопасности. Выступаем против использования СБ для давления на Нейпьидо и осуждаем попытки западных делегаций политизировать мьянманское досье, в том числе через правочеловеческую проблематику. Если вас интересуют эти аспекты, то данный сюжет более уместно рассматривать на профильных площадках, включая Третий комитет Генассамблеи и Совет ООН по правам человека. 

Что бы там ни утверждали в этом контексте западные делегации, отмечаем усилия мьянманских властей по нормализации обстановки, сохранению национального единства и обеспечению суверенитета страны. Оказание давления на Мьянму, в том числе путем голословных обвинений на основании информации из недостоверных источников, которые мы услышали и еще услышим сегодня, может лишь обострить обстановку в этой стране и привести к усилению разногласий. Собственно, этого наши западные коллеги и добиваются, никаких иллюзий на этот счёт у нас нет.

Выступаем за деполитизированный и неконфронтационный подход при обсуждении путей урегулирования проблемы перемещенных лиц из Ракхайнской национальной области Мьянмы. Ключевым фактором является продвижение прямого диалога и практического взаимодействия между Нейпьидо и Даккой на основе имеющихся двусторонних соглашений. Отдаем должное правительству Бангладеш, которое из гуманитарных соображений предоставило беженцам убежище на своей территории, несмотря на связанные с этим непростые финансовые, социальные и экологические проблемы. По линии Всемирной продовольственной программы вносим свой вклад в оказание помощи рохинджам. Приветствуем деятельность Совместной мьянманско-бангладешской рабочей группы по репатриации, а также рабочей группы технического уровня.

Видим задачу международного сообщества в оказании содействия Мьянме и Бангладеш в имплементации профильных договоренностей, а также реализации программ развития Ракхайна при уважении суверенитета обеих стран и невмешательстве в их внутренние дела.

Придаем большое значение углублению взаимодействия между Нейпьидо и АСЕАН. Отдельно отмечаем шаги спецпосланника АСЕАН по Мьянме Алункео Киттикхуна по налаживанию внутримьянманского диалога, имплементации «Консенсуса из пяти пунктов», а также его усилия по оказанию гумпомощи этой стране.

Считаем весьма перспективной деятельность трехстороннего консультативного механизма с участием Бангладеш, Мьянмы и Китая в рамках учрежденной в 2019 г. Совместной рабочей группы на уровне глав МИД этих стран. Поддерживаем усилия по развитию сотрудничества Мьянмы с УВКБ и ПРООН в целях осуществления меморандума по вопросам содействия возвращению и обустройству репатриантов.

Разделяем озабоченность мьянманских властей в связи с возросшей с конца прошло года активностью экстремистских группировок на территории Ракхайна, прежде всего т.н. «Араканской Армии». Есть множество свидетельств о том, что её, как и в целом вооруженную оппозицию, поддерживают страны Запада и используют в качестве рычага для достижения своих неоколониальных целей. При этом на публику США, Великобритания и их союзники требуют усилить давление на руководство Мьянмы с целью ускорения процесса возвращения беженцев, лукаво оставляя «за скобками» тот факт, что действия их подопечных приводят к дальнейшей дестабилизации ситуации в Ракхайне и деградации положения в лагерях перемещенных лиц. Иными словами, шаги западных стран, озабоченных исключительно продвижением собственных геополитических интересов в регионе, делают невозможным выполнение выдвигаемых ими же требований к мьянманским властям. 

Между тем, рецепт решения внутренних проблем Мьянмы очевиден. Он предусматривает нормализацию ситуации в условиях действующего с февраля 2021 г. чрезвычайного положения, продолжение процесса национального примирения, от которого под науськивание Запада отказываются вооруженные группировки, и реализацию проектов в сфере социально-экономического развития территорий проживания этнических меньшинств в Ракхайне и других частях страны. Решение вопросов гражданско-правового статуса вынужденных переселенцев, безусловно, должно осуществляться, однако, с учетом норм мьянманского законодательства. Считаем недопустимым использовать имеющиеся объективные сложности для давления на Нейпьидо и попыток расшатывания внутренней ситуации в Мьянме. Именно на это направлены предпринятые отдельными странами шаги по привлечению к «ракхайнской» теме Международного Суда ООН и Международного уголовного суда. 

Мы придерживаемся других подходов, ставим «во главу угла» суверенитет, территориальную целостность и независимость Мьянмы. Поэтому мы нацелены на конструктивный диалог и предметное сотрудничество со всеми заинтересованными игроками в целях выработки совместно с мьянманским правительством оптимальных путей международного содействия урегулированию ситуации внутри и вокруг Ракхайнской национальной области. 

Призываем всех неангажированных на проведение западной геополитической повестки коллег присоединиться к нашим усилиям.

Благодарю за внимание.

Видео выступления