Выступление представителя Российской Федерации в ходе 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию по п.3 повестки дня «Оценка хода осуществления Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию»
Уважаемый г-н Председатель,
Прежде всего, позвольте поздравить Вас и членов Бюро Комиссии с избранием и заверить в нашей полной поддержке Ваших усилий по обеспечению успеха сессии.
Каирская программа действий, утвержденная на международной конференции в 1994 году, остается основополагающим ориентиром для межгосударственного взаимодействия в области народонаселения и развития. Согласованные 20 лет назад приоритеты и стратегические подходы в полной мере сохраняют свою актуальность и востребованность.
В резолюции Генассамблеи ООН 65/234 зафиксировано, что положения Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) пересмотру не подлежат. Исходим из того, что эти договоренности будут неукоснительно соблюдаться, в том числе, в работе Комиссии, а также при подготовке к предстоящей в сентябре спецсессии ГА ООН по обзору прогресса в реализации Каирской повестки дня.
Россия придает большое значение обзору хода осуществления решений МКНР, в том числе, в контексте согласования новых приоритетов глобального социально-экономического взаимодействия на период после 2015 года. Убеждены, что вопросы народонаселения должны быть адекватно отражены, в частности, в формирующихся Целях устойчивого развития. В этом контексте центральной задачей считаем удовлетворение базовых потребностей населения, связанных с доступом к здравоохранению, образованию, продовольствию, воде, энергетике, рабочим местам. При этом убеждены в контрпродуктивности фокусировки усилий на продвижении сомнительных концепций, не пользующихся универсальной поддержкой и противоречащих общественным ценностям целых групп стран.
Вынуждены констатировать, что состоявшиеся региональные обзорные конференции по народонаселению выявили тревожные тенденции, заключающиеся в произвольных интерпретациях отдельными делегациями формулировок МКНР. Наблюдаются попытки привнести терминологические новации непосредственно в глобальную социально-экономическую повестку на период после 2015 года и составляющие ее ядро Цели устойчивого развития. Речь, в первую очередь, идет о внедряемых в качестве неких общеупотребительных и якобы скрепленных международным правом терминах «сексуальные права», «половая ориентация» и «гендерная принадлежность». Указанные и другие аналогичные концепции являются неприемлемыми для использования в решениях ООН. В этом контексте еще раз подчеркиваем необходимость неукоснительно придерживаться договоренностей МКНР.
Г-н Председатель,
Российская делегация признательна Генсекретарю ООН за доклад «Мировые демографические тенденции». Документ является важным вкладом в работу ООН по всему спектру проблематики народонаселения в соответствии с приоритетами Каирской повестки дня.
Разделяем выводы о глобальном характере новых демографических тенденций, обусловленных меняющейся динамикой в области рождаемости, смертности, миграции, урбанизации и старения, и необходимости учета взаимосвязи демографии с изменениями в общественной, экономической, экологической и политической сферах. Призываем все страны обратить внимание на важность коллективного решения возникающих проблем в реализации Программы действий МКНР.
Выступаем за активизацию коллективных усилий по выработке справедливого, сбалансированного и ориентированного на развитие всестороннего подхода к решению задач, связанных с изменением демографической ситуации в глобальном масштабе.
Ознакомившись с докладом Генсекретаря ООН «Концепция последующей деятельности в связи с Программой действий МКНР на период после 2014 года», с сожалением вынуждены отметить, что данный документ нельзя рассматривать в качестве общеприемлемых концептуальных рамок дальнейших усилий на этом направлении. Серьезно обеспокоены ангажированным и избирательным подходом Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) к подготовке глобального обзора выполнения решений Программы действий МКНР, послужившего основой представленного доклада.
Хотим подчеркнуть, что Россия по-прежнему не связывает себя обязательствами, в частности, по внедрению в школах или за их пределами программ, направленных на всеобъемлющее половое просвещение молодых людей (comprehensivesexualityeducation). Первоочередная ответственность за половое воспитание подростков и молодежи должна лежать на родителях или опекунах.
Не поддерживаем представленную в докладе идею о создании мониторингового механизма по оценке выполнения Программы действий МКНР на период после 2014 года. Подобные инициативы не санкционированы мандатом государств-членов и не соответствуют резолюции ГА ООН 65/234.
Хотели бы еще раз подчеркнуть, что роль ЮНФПА в осуществлении Программы действий МКНР заключается в том, чтобы способствовать приданию дополнительного импульса непредвзятой и научно-обоснованной дискуссии в рамках ООН в области народонаселения и развития, содействовать разработке отдельными странами эффективных стратегий в этой сфере в соответствии со своими потребностями, а также адаптации деятельности организаций системы ООН к национальным приоритетам.
Г-н Председатель,
Российская Федерация проводит последовательную линию в поддержку реализации целей Программы действий МКНР и исходит из того, что залогом эффективности наших коллективных усилий должны оставаться полноценный учет экономических, культурных и религиозных особенностей, а также традиций и обычаев отдельных стран и народов, концентрация на объединяющих целях и задачах в области народонаселения.
Благодарю Вас.