Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи перед голосованием по американскому проекту резолюции СБ ООН по продлению мандата Группы экспертов Комитета 1718 по санкциям в отношении КНДР

Выступление по порядку ведения заседания: 

Г-н Председатель,

Мы уже излагали подробно наши принципиальные озабоченности по поводу подхода, избранного делегацией Франции 25 марта в отношении запрошенного нами заседания СБ ООН по 25-летию агрессии НАТО против Югославии по пункту повестки дня «Угрозы международному миру и безопасности». Французские коллеги, ультимативно требуя, чтобы Россия отказалась от своего запроса, инициировали процедурное голосование, формально – по напрямую относящуюся к компетенции СБ пункту повестки дня «Угрозы международному миру и безопасности» – несмотря на то, что ранее японское председательство назначило упомянутое заседание. К сожалению, в зале председательство не смогло подтвердить свое решение. 

Таким образом действия Франции и поддержавших её тогда США и Великобритании привели к отказу члену СБ в созыве по его запросу заседания, что представляет собой грубейшее нарушение права каждого члена СБ запрашивать те заседания, которые он считает нужным, по мандату Совета и по вопросам его компетенции. Кроме того, под вопросом была поставлена роль Председателя в назначении заседаний. Японское председательство, к сожалению, внятной позиции в этой связи так и не высказало. Поэтому, во избежание «двойных стандартов» и разночтений с западными коллегами, которые, очевидно, носят не процедурный, а политический характер, просим японское председательство поставить на голосование его решение о проведении сегодняшнего заседания.

Благодарю за внимание.

Видео выступления

 

Основное выступление: 

Г-н Председатель, 

Совет Безопасности рассматривает сегодня, казалось бы, рутинный вопрос о продлении полномочий Группы экспертов санкционного комитета 1718. Данный механизм призван оказывать содействие работе комитета для обеспечения эффективности введенных Советом рестрикций. Однако технический характер мандата не должен вводить нас в заблуждение. 

За прошедшие годы ситуация на Корейском полуострове и вокруг него изменилась самым кардинальным образом. Санкционный режим, утвержденный резолюциями СБ ООН «с благими намерениями» предотвратить распространение ядерного оружия в регионе, на сегодняшний день не просто теряет свою актуальность – он предельно оторван от действительности. Мы являемся свидетелями беспрецедентной политики коалиции западных стран во главе с США по «удушению» Пхеньяна, которая включает в себя жесткие односторонние рестрикции, агрессивную пропаганду и прямые личные угрозы в адрес властей КНДР. В совокупности все эти меры ставят под вопрос саму возможность урегулирования проблем на полуострове в дальнейшем. 

К еще более опасной черте ситуацию подводит активная милитаризация полуострова при прямом участии Вашингтона и других членов НАТО, находящихся в десятках тысяч километров от КНДР. Что особенно тревожит, так это все более неприкрытое задействование в военных маневрах союзников ядерного потенциала Вашингтона. Такое опасное развитие событий в регионе затрагивает коренные интересы Российской Федерации в области национальной безопасности. 

На этом фоне очевидно, что за прошедшие годы санкции не способствовали достижению поставленных международным сообществом целей и не привели к нормализации обстановки вокруг полуострова. К диалогу стороны эта ситуация не подталкивает, особенно после того, как Вашингтон на весь мир продемонстрировал нечестную «игру». 

При этом санкции лежат тяжким бременем на северокорейском населении. В результате подрыва доверия между ООН и Пхеньяном на территории страны не присутствуют структуры Организации, которые могли бы заняться этим важным вопросом. Такое положение дел необходимо срочно менять.  

В определенном смысле пример КНДР уникален – только в отношении этой страны введены и применяются бессрочные санкции СБ. Не работают элементарные механизмы по корректировке рестрикций, не предусмотрены процедуры справедливого решения о делистировании тех или иных лиц. Все остальные ограничительные меры в отношении отдельных стран имеют конечные реалистичные цели, подвергаются пересмотру на регулярной основе. 

В этой связи убеждены, что в Совете давно назрел «мыслительный процесс» по актуализации санкционного режима в отношении КНДР. Наша страна неоднократно выдвигала соответствующие идеи, стремилась адаптировать рестрикции к быстроменяющимся реалиям «на земле». Одной из таких инициатив является российско-китайский гуманитарный проект резолюции, который всё ещё актуален. Однако все наши попытки продвинуть его всякий раз наталкивались на абсолютное нежелание западных стран отойти от своей деструктивной и карательной по отношению к КНДР логики.

Орудием в этой пагубной ситуации стала Группа экспертов Комитета 1718, которая перестала справляться со своими прямыми обязанностями. Её работа стала сводиться к подыгрыванию западным подходам, перепечатыванию ангажированной информации, анализу газетных заголовков и низкокачественных снимков. Тем самым, Группа фактически расписывается в своей неспособности выработать трезвые оценки состояния санкционного режима. Панель продолжала цепляться к ничтожным мелочам, несоизмеримым с проблемами полуострова. 

На этом фоне Россия выступила за то, чтобы Совет принял решение о проведении открытого и честного пересмотра санкционных мер Совета в отношении КНДР с переводом рестрикций на ежегодную основу. Это позволило бы организовать по-настоящему заинтересованное обсуждение накопившихся проблем, а также адаптировать меры Совета в соответствии со стремительно меняющимися условиями. Стимулы к диалогу могли бы при таком сценарии появиться и у Пхеньяна.

В случае достижения договоренности о ежегодном продлении санкций имел бы смысл мандат Группы экспертов, которая могла бы предложить конструктивные идеи по актуализации действующих рестрикций. Однако США и их союзники не захотели нас услышать и не включили наши идеи в проект резолюции, вынесенной сегодня на голосование. В этих условиях «добавленной стоимости» в работе группы экспертов Комитета не видим и поддержать американский проект не можем.

Призываем членов СБ прислушаться к нашей аргументации, нацеленной на поиск выхода из этой пагубной ситуации. 

Благодарю за внимание. 

Видео выступления

 

Ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского: 

Г-н Председатель,

То, что мы услышали в этом зале от наших западных коллег, лишь укрепило нашу убежденность в правильности принятого нами решения – не поддержать продление мандата Группы экспертов. 

Члены НАТО сегодня «сбросили маски» и наглядно продемонстрировали зачем им реально нужно продление мандата панели экспертов Комитета 1718: для канализации через нее беспочвенных и ангажированных измышлений в отношении России, которых мы сегодня в избытке услышали и в этом зале. Особенно цинично и жалко прозвучали упреки в наш адрес от делегации США. Скажу прямо: страна, которая за последние пять месяцев четырежды применяла вето для того, чтобы дать возможность Израилю безжалостно убивать и травить голодом мирных палестинцев и которая в этом зале заявляет о том, что решения Совета Безопасности не носят обязательного характера, не имеет право поучать других. 

Благодарю Вас.  

Видео выступления