Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по вопросам реформирования сектора безопасности

Г-н Председатель, 

Благодарим помощника Генерального Секретаря по верховенству права и институтам безопасности г-на Александра Зуева, а также комиссара Африканского союза по вопросам политики, мира и безопасности г-на Банколе Адеое за содержательные брифинги. Приветствуем участие Постоянных представителей Южной Африки и Словакии в этом заседании в качестве сопредседателей Группы друзей реформы сектора безопасности. 

Убеждены, что грамотная государственная политика по созданию ответственных органов власти, сектора безопасности, в частности эффективной армии, – все это ключ к построению стабильного государства и общества. 

Cектор безопасности является важным аспектом обеспечения суверенитета любого государства. Поэтому его реформа всегда является продолжением национального политического процесса. Наиболее эффективным будет тот сектор безопасности, который учитывает уникальные исторические, культурные, политические характеристики общества и служит интересам всего населения. В ряде развивающихся странах, особенно в Африке, одним из вызовов является тот факт, что институты и обычаи в этой сфере зачастую «пересаживались» в постколониальные общества без учета этих национальных особенностей. 

Для того чтобы инициативы по реформе сектора безопасности были успешными, они должны не на словах, а на деле осуществляться национальными силами. Национальная ответственность носит критически важный характер для обеспечения легитимности, устойчивости и эффективности программ в области РСБ. 

При этом достигнутые даже минимальные успехи в преобразованиях сектора безопасности способны укрепить y граждан доверие к властям, создать благоприятные условия для возвращения населения к нормальной жизни, спокойной социальной и экономической деятельности, безопасному образованию. 

К сожалению, в ряде случаев страны, пережившие конфликты, не в состоянии без внешней поддержки обеспечивать безопасность и восстанавливать жизнеспособные и эффективные госинституты. В таких ситуациях особое значение имеет содействие международного сообщества, которое должно опираться на такие фундаментальные принципы как согласие принимающего помощь государства, уважение его национального суверенитета и политической независимости. 

Согласны с положениями концептуальной записки мозамбикского председательства о том, что предложения по реформе сектора безопасности не должны быть основаны на сверстанных на скорую руку положениях соглашений, которые не учитывают более широкие политические договоренности о разделе властных полномочий, исторический и страновой контекст формирования армий и органов безопасности, или на рецептах, предписанных странам извне. Часто навязанные донорами жесткие временные рамки и шаблонный подход подрывают хрупкий процесс выстраивания государственных институтов, обеспечивающих безопасность. Санкции, в том числе по линии Совета Безопасности, также не должны ни в коем случае мешать проведению реформ. Все это может привести к отторжению нововведений, а в худшем случае – к подрыву договоренностей, дальнейшей фрагментации сектора безопасности и возобновлению конфликта.

Безусловно, РСБ должна проводиться в контексте более широких восстановительных процессов, включающих комплекс усилий на политическом и социально-экономическом направлениях. Только целостный подход может дать надежду на прочный мир и безопасность и гарантировать устойчивый результат.

Реформа сектора безопасности является ресурсозатратным процессом сама по себе, но зачастую она еще и тесно связана с не менее сложным процессом разоружения, демобилизации и реинтеграции. Финансовая поддержка, оказываемая оперативно, позволяет эффективнее решать имеющиеся и возникающие проблемы, однако очевидно, что выделение средств должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу и быть устойчивым.

Важная роль в контексте оказания соответствующего содействия странам со стороны международного сообщества принадлежит ООН и, прежде всего, ее миротворческим и спецполитмиссиям. Например, многие «ранние» миростроительные вопросы сейчас являются составной частью многокомпонентных мандатов операций по поддержанию мира. Миротворцы играют ключевую роль в содействии реформе сектора безопасности, разоружении, демобилизации и реинтеграции, восстановлении органов правопорядка и верховенства права в целом. Особое место в ООН на этом направлении занимает Управление ООН по верховенству права и институтам безопасности, которое оказывает содействие как миссиям ООН «на земле», так и множеству стран по их запросу.

Отмечаем также роль Комиссии по миростроительству в постконфликтном восстановлении и, в частности, в реформе сектора безопасности. Выработка комплексного подхода к консультативной и финансовой поддержке постконфликтных стран значительно повышает устойчивость национальных структур безопасности, их подотчетность и профессионализм. Нельзя недооценивать также потенциал Фонда по миростроительству как гибкого инструмента финансирования проектов в области реформы сектора безопасности. 

Важно, чтобы усилия различных сторон при оказании содействия в области РСБ носили скоординированный характер, чтобы соответствующие реформы и подготовка персонала осуществлялась исходя из одних и тех же подходов и принципов на территории всей страны.

И, конечно же, со стороны международного сообщества необходимо понимание, что такие сложные процессы, особенно в постконфликтных странах, как реформирование сектора безопасности и правопорядка требуют кропотливых усилий, терпения и достаточного, довольно длительного периода времени для их полноценного восстановления и функционирования.

Благодарю Вас.