Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского на открытом заседании Совета Безопасности ООН по теме «Молодежь, мир и безопасность»

Г-н Председатель,

Благодарим Посланника Генсекретаря по делам молодежи госпожу Викраманаяке, а также других докладчиков за проведенные брифинги и озвученные оценки.

Признательны господину Симпсону за подготовку и представление исследования независимой группы экспертов о роли молодежи в процессах, связанных с обеспечением мира и безопасности. Его содержание и рекомендации без сомнения обогатят содержание дискуссий государств-членов на тех площадках ООН, к которым эта тематика имеет непосредственной отношение.

Запросившая данное исследование резолюция Совета Безопасности 2250 от 9 декабря подчеркнула важную роль, которую может и должна играть молодежь в построении современного общества, свободного от терроризма и экстремизма, в том числе посредством конструктивного участия в процессах построения и поддержания мира.

Действительно, проблематику молодежи, как бы нам этого ни хотелось, невозможно рассматривать в отрыве от контекста противодействия угрозам экстремизма и терроризма, которым, едва ли не в первую очередь, к сожалению, подвержена именно молодежь.

Попустительство в отношении деятельности террористических группировок уже привело к тому, что они поставили под угрозу будущее целых государств, чьи общества ввергаются в общественный, политический и экономический хаос. Это особенно наглядно видно на примерах Ирака, Сирии и Ливии. Под угрозой и другие государства не только в ближневосточном регионе.

Молодые люди с несформировавшимся еще мировоззрением и поиском самоидентификации, отсутствием богатого жизненного опыта и, порой, к сожалению, недостатком образования являются в высокой степени уязвимым слоем общества.

Молодежь первой ощущает на себе негативные последствия экономических кризисов, социальной нестабильности и вооруженных столкновений.

Эти факторы зачастую используются злоумышленниками для вовлечения молодежи в противоправную деятельность, в т.ч. посредством социальных сетей и других средств Интернета. И речь здесь идет не только о терроризме и ведущем к нему экстремизме, но и об управляемых извне политических процессах, направленных на свержение законных властей, под прикрытием лозунгов о демократии.

Декларируемая и весьма модная сегодня поддержка молодых лидеров не должна превращаться в подготовку внешними игроками антигосударственных и антиправительственных движений в неугодных им государствах. Безнравственно использовать для этого склонность молодых людей к выражению протеста, их неопытность и стремление к скорейшей самореализации.

Молодых людей бессовестно обманывают, используют в грязных политических играх под благовидными предлогами. Недопустимы попустительство, безразличие отдельных государств к росту национализма, ксенофобии и радикализма, которые, к сожалению, успешнее всего вовлекают в свою орбиту именно молодежь.

Для противодействия всем этим явлениями необходима тщательная профилактическая и систематическая работа, прежде всего, на национальном уровне.

Во-первых, задача государств состоит в том, чтобы предотвращать влияние террористов, радикалов и политических злоумышленников на молодежь путем пресечения экстремистской пропаганды и повышения устойчивости молодежи к ней. Одновременно, Интернет, как, впрочем, и традиционные СМИ, необходимо использовать для продвижения позитивной повестки дня. Важно активно распространять среди молодых людей и с их помощью идеи взаимоуважения, межкультурного и межрелигиозного диалога с учетом местных традиций и специфики. Никакой политики здесь быть не должно – молодежь должна быть защищена от нее до совершеннолетия (legal age).

Во-вторых, необходимо создание условий для самореализации молодежи, ее социальной и экономической интеграции в общество, в том числе через предоставление возможностей для получения качественного образования и обеспечение трудовой занятости.

Эффективными инструментами здесь также являются творчество, культура и спорт. Они дают возможность молодым людям участвовать в социально значимой деятельности, помогают совершенствовать навыки и таланты, повышают уверенность в себе и самооценку, приучают к бесконфликтному сосуществованию.

Наконец, нельзя забывать и о важности укрепления семьи, семейных ценностей. Очень многие проблемы, о которых мы услышали, происходят именно от пренебрежения ими, чрезмерного увлечения индивидуализмом, разрушения многолетних общественных устоев.

Процесс же вовлечения молодежи в любую политическую деятельность должен быть естественным, основанным в первую очередь на полученных профессиональных знаниях и навыках.

Здесь должно быть подлинное равноправие, а оно подразумевает не только поддержу уязвимых слоев населения, но и недопустимость каких-либо искусственных квот и привилегий, в том числе по возрастному или гендерному признаку.

Считаем важным в конструктивном ключе задействовать потенциал молодых людей, в частности их активность, подвижность, умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, в том числе для создания в обществах атмосферы нетерпимости к насилию, отрицания идей экстремизма и терроризма.

Безусловно, в наиболее сложном положении находятся государства, затронутые конфликтом, где реализация необходимых программ и стратегий в области молодежной политики по понятным причинам весьма затруднительна, а кое-где просто невозможна. Наиболее актуальным в таких странах является вопрос защиты гражданских лиц, в том числе молодежи, который находится в зоне ответственности национальных правительств.

Хотел бы напомнить в этой связи, что деятельность международного сообщества должна быть направлена на содействие национальным усилиям в этой сфере. Принятие международным сообществом любых мер реагирования, особенно силовых, возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН и при неукоснительном соблюдении положений Устава Организации.

Важно также соблюдение всеми сторонами в вооруженном конфликте обязательств, применимых к ним согласно нормам международного права о защите гражданских лиц, в том числе и молодежи, а также Женевским конвенциям 1949 года и дополнительным протоколам 1977 года.

Необходимо проведение тщательных объективных и основанных на достоверной информации расследований преступлений, связанных с преднамеренными нападениями или с последствиями чрезмерного применения силы, и наказания виновных.

Г-н Председатель,

В России не понаслышке знают значение интерактивного взаимодействия с молодежью. Действительно, сложно переоценить те свежие идеи, которыми молодежь может поделиться в обмен на переданные ей знания.

В 2014 г. Правительством России были приняты Основы государственной молодежной политики до 2025 года. Ключевым принципом этой концепции является опора на молодежь как на основной носитель инновационного развития государства, которому необходимо создать все условия для развития его человеческого потенциала.

Полноценная и непрерывная поддержка молодого поколения призвана обеспечить долгосрочное развитие нашего общества.

Важное значение для объединения молодежи также имеет проведение международных форумов и встреч. Были рады в октябре 2017 года принять в Сочи 19-й Всемирный Фестиваль молодежи и студентов, в котором приняли участие свыше 20 тыс. человек из более чем 180 стран.  В ходе этого мероприятия было высказано много интересных идей в духе тех, которые мы услышали сегодня от молодых ораторов. Мы безусловно и с большой готовностью учитываем их в работе по поддержке молодежи.

Г-н Председатель,

В завершение хотел бы отметить несколько важных моментов. Прежде всего, несмотря на важность тематики молодежи, поиск молодежных аспектов острых проблем, о которых мы услышали сегодня, не должен заслонять важность работы над их разрешением со стороны взрослых. Здесь не должно быть формального подхода, соревновательности, кто нашел и предложил больше путей вовлеченности молодежи. Не все проблемы, стоящие перед нами, от этого решатся, и основную ответственность за их решение с нас, взрослых, никто не снимал.

 Хотел бы также обратить внимание, что, несмотря на всю важность сегодняшней дискуссии, нам важно сохранять эффективность ООН и следовать разделению полномочий органов организации. Совет Безопасности, согласно Уставу ООН, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый день за этим столом обсуждаются вопросы войны и мира, которые требуют неотложных, иногда сиюминутных решений.

Естественно Совет действует не в одиночестве. В каждом обсуждении мы опираемся на опыт и экспертизу профильных экспертов, которые также ежедневно работают над выработкой судьбоносных документов согласно своему профилю.

Углубленное обсуждение на специализированных ооновских площадках таких аспектов, связанных с молодежью, как образование, занятость, устойчивое развитие, права человека, было бы гораздо более эффективным. Важно не создавать иллюзию того, что вынесение этих аспектов, связанных с молодежью, на площадку Совета Безопасности, станет прорывом, позволит более эффективно решать их.

 Мы убеждены, что Совет Безопасности не имеет ни права, ни достаточных знаний для того, чтобы узурпировать полномочия на эти обсуждения у профессионалов. Исходим из того, что общие вопросы, равно как сюжеты, не несущие прямой угрозы международному миру, должны обсуждаться обстоятельно в специально созданных для этого межгосударственных площадках.

Вынесение или не вынесение какой-либо темы на площадку СБ не должно становиться критерием ее важности и актуальности для международного сообщества. Давайте будем более ответственно соблюдать существующее разделение труда.

Благодарю Вас.