Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по рабочим методам Совета Безопасности

Г-н Председатель,

Благодарим Постоянного представителя Сент-Винсента и Гренадин г-жу Ронду Кинг, Исполнительного директора по докладу Совета Безопасности г-жу Карен Ландгрен и д-ра Эдварда Лака за брифинги.

Российская Федерация благодарит Сент-Винсент и Гренадины за председательство в Рабочей группе СБ по документации и процедурным вопросам.

Признательны также эстонскому председательству за проведение этой открытой видеоконференции по рабочим методам Совета Безопасности. Вопросы, связанные с функционированием и эффективностью СБ, необходимо держать в поле нашего зрения.

Пандемия COVID-19 дала неожиданный толчок обсуждению вопроса, стоящего сегодня на повестке дня. Хотелось бы поблагодарить наших коллег из Китая и Доминиканской Республики за высокопрофессиональное и эффективное руководство в качестве Председателей СБ в марте и апреле соответственно. Наши эстонские коллеги тоже взяли верный курс. Несмотря на в какой-то степени затянувшееся обсуждение временных рабочих методов в сложившихся нештатных обстоятельствах, Совету удалось договориться по всем аспектам. Хотели бы отметить, что на сегодняшний день Совет наладил свою деятельность с учетом обстановки, в которой мы все оказались. Приветствуем это достижение и призываем всех придерживаться согласованного плана действий.

У нас на руках есть все инструменты, позволяющие нам работать не менее, а иногда и более интенсивно, чем раньше. У нас есть даже отчеты о заседаниях. Единственное отличие заключается в том, что они называются иначе, но тому есть формальные причины, которые нельзя игнорировать.

Сегодня говорилось о том, что нам нужен запасной план. Думаю, что он у нас уже есть и как раз в соответствии с ним мы сейчас и действуем. Но нам нужен план для функционирования Совета в постизоляционный период, когда ограничения будут сняты. Этот момент неизбежно настанет, и начинать готовиться к этому нужно уже сейчас.

Мы всегда подчеркивали, что вопрос рабочих методов Совета Безопасности является весьма деликатным. Удовлетворены тем, что Рабочая группа по документации и другим процедурным вопросам приняла ряд важных положений по усовершенствованию работы Совета в конце 2019 г.

Россия всегда последовательно выступала в поддержку усилий СБ по улучшению методов его работы. Подерживаем стремление сделать работу Совета более демократичной и прозрачной. Например, в начале этой недели мы выступали за проведение открытой видеоконференции с участием Генерального директора ОЗХО Ф.Ариаса, исходя из того, что многие вопросы, которые мы планировали задать ему, были бы интересны широкой общественности. Сирия, как заинтересованная сторона, также выступала с таким предложением. К сожалению, наша инициатива не нашла поддержки среди тех коллег, которые активно продвигают прозрачность в отношении других сюжетов. В связи с этим полностью поддерживаем тех, кто призывает найти баланс между эффективностью итранспарентностью. Твердо уверены в том, что СБ может и должен делать больше для повышения эффективности своей работы.

Приветствуем достигнутый за последние годы прогресс и благодарим коллег из Японии и Кувейта за их кропотливую работу в 2017 и 2019 гг., в результате которой у нас появилась обновленная Записка Председателя 507. Напоминаем, что ее положения необходимо выполнить в полном объеме.

Хотелось бы отдельно затронуть тему неформального кураторства досье в СБ. Как известно, согласно Записке 507, любой член Совета Безопасности может быть куратором, а если таких членов несколько, они могут стать соавторами. Однако в действительности три постоянных члена СБ выступают единственными кураторами большинства страновых досье на повестке дня Совета.

Хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы напомнить о нашем проекте Записки Председателя по кураторству. Готовы к активному и конструктивному взаимодействию со всеми членами СБ с целью принятия подготовленного нами документа. Не вызывает сомнений, что это станет шагом в верном направлении, который позволит повысить эффективность работы СБ и обеспечить инклюзивность работы над документами с полным вовлечением всех членов Совета. Это улучшит исходное качество предлагаемых проектов, благодаря чему их будет проще редактировать и согласовывать.

Мы последовательно поднимаем вопрос гуманитарных делистирований и изъятий. На этом направлении многое еще нужно проанализировать и усовершенствовать.

Еще один источник «пищи для размышлений» - идея о распространении института Омбудсмена на все санкционные комитеты. На наш взгляд, это станет существенным шагом, который поспособствует повышению объективности и прозрачности санкционных режимов, а также укрепит верховенство права при реализации решений Совета Безопасности.

Мы уверены, что Совет должен оставаться верным своим приоритетам, концентрироваться на важнейних проблемах, которые несут угрозу международному миру и безопасности. Вновь напоминаем о том, что не следует перегружать повестку дня СБ или злоупотреблять ею, вынося на обсуждение тематические сюжеты, уже находящие на повестке дня Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС или других органов системы ООН.

Усилия по совершенствованию рабочих методов СБ могут принести практические результаты, только если члены Совета не будут прибегать к политизированным подходам и будут координировать свои инициативы, проявляя уважение к приоритетам и озабоченностям друг друга.

В контексте темы сегодняшнего обсуждения хотели бы особо отметить такой вопрос, как представление доклада Совета Безопасности Генеральной Ассамблее ООН. Насколько мы понимаем, этот документ остается своего рода обращением СБ к широкому кругу членов ГА ООН. Мы удовлетворены ходом подготовки Доклада за 2019 г. Это подтверждает способность Совета Безопасности действовать конструктивно с прицелом на достижение консенсуса. Надеемся, что в этот раз нам также удастся уложиться в срок, который мы сами установили, и принять Доклад не позднее 30 мая, хотя мы и договорились о том, что указанный срок вступит в силу только начиная с 75-й сессии Генеральной Ассамблеи.

Благодарю Вас.