Выступление Заместителя Постоянного представителя В.К.Сафронкова по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН относительно продления мандата Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС)
Г-н Председатель,
Российская Федерация приветствует и выражает поддержку усилиям Личного посланника Генсекретаря г-на Х.Кёлера, в том числе в рамках запущенной им инициативы о проведении переговоров в формате «круглого стола» в Женеве. Впервые за долгие годы открылся шанс для достижения справедливого взаимоприемлемого урегулирования этой застарелой проблемы в точном соответствии с резолюциями Совета Безопасности. Состоялось уже два переговорных раунда, которые, как мы надеемся, заложили основу для дальнейшего продвижения политического процесса. Рассчитываем, что очередная встреча, готовность участвовать в которой подтвердили как стороны – Марокко и Фронт Полисарио, так и соседи – Алжир и Мавритания, позволит выйти на существенный прогресс.
Международное сообщество – прежде всего, Совет Безопасности, должно содействовать работе Личного посланника. Со своей стороны ведем такую работу с марокканцами, полисарийцами, алжирцами и мавританцами. Со всеми нас связывают тесные дружеские отношения, которыми мы дорожим. Тем более, что наши многогранные связи выдержали испытание временем. Считаем, что значительный потенциал находится в руках Африканского Союза.
Оказываем поддержку деятельности Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, в составе которой действуют российские военные наблюдатели. Она играет важнейшую стабилизационную роль в регионе. Её эффективная работа позволяет поддерживать благоприятный фон для продвижения западносахарского урегулирования на базе резолюций Совета Безопасности.
Признаем сохраняющуюся востребованность осуществления задач, входящих в мандат Миссии. В то же время считаем неправильным создавать искусственный ажиотаж по поводу его продления или пытаться предопределить в соответствующей резолюции направление переговорного процесса, ведущегося под эгидой ООН, либо изменить ранее согласованные подходы. Исходим из того, что даже в случае достижения урегулирования, Миссия ООН будет еще долго и неизбежно востребована.
К сожалению, в последние годы в резолюцию, продляющую мандат МООНРЗС, были внесены корректировки, которые, по нашим соображениям, наносят урон беспристрастному и неангажированному подходу Совета Безопасности к проблеме Западной Сахары. Недопустимо размывание ранее одобренных параметров. Следует учитывать, что эти параметры очерчивают стороны, Западносахарского конфликта и подразумевают выход на взаимоприемлемое решение, гарантирующее самоопределение западносахарского народа в рамках процедур, соответствующих принципам и целям Устава ООН. Мы с искусственной модификацией этих рамок не были согласны в предыдущие годы, и мы прямо об этом говорили. Не смогли поддержать такой подход и на этот раз. Наши аргументированные соображения по выправлению дисбаланса были откровенно проигнорированы, хотя мы требовали восстановления согласованных ранее формулировок. Вновь возникают вопросы к институту кураторства – «penholder» страновых досье в Совете Безопасности.
Подмена базовых принципов западносахарского урегулирования абстрактными формулировками о необходимости придерживаться реалистичных подходов или идти на компромиссы порождает двусмысленность, подрывает доверие к нашей работе и омрачает перспективы политпроцесса. Более того, такой подход не способствует созданию конструктивной атмосферы на переговорах.
Мы хорошо помним, что в ходе многочисленных встреч с Советом Безопасности Личный Посланник Х.Кёлер обращался с просьбой выразить ему единогласную поддержку в консенсусной публичной реакции Совета Безопасности.
Россия продолжит быть беспристрастным и сбалансированным игроком по западносахарскому урегулированию, поддерживающим контакты со всеми региональными сторонами. Будем прилагать активные усилия в поддержку запущенного Х.Кёлером переговорного процесса с целью выхода на взаимоприемлемые решения. Призываем коллег внести свой соответствующий конструктивный вклад.
Необходимо действовать, чтобы переломить нежиснеспособный status quo. Следует учитывать, что вакуумом в политпроцессе и неурегулированностью проблемы Западной Сахары могут воспользоваться различные террористические структуры, что негативно скажется на военно-политической обстановке во всем регионе.
Благодарю за внимание.