Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по КНДР

Г-н Председатель,

Благодарим М.Йенчу за брифинг.

Наша позиция хорошо известна – Россия выступает против любой военной активности, которая ставит под угрозу безопасность Корейского полуострова и стран Северо-Восточной Азии. По-прежнему рассчитываем, что нынешняя тенденция к обострению сменится поиском путей деэскалации на основе переговоров. В этой связи призываем проявлять сдержанность и предпринять практические шаги по возобновлению диалога.

Что касается регулярного обсуждения ситуации вокруг Корейского полуострова в Совете Безопасности, хотели бы вновь подчеркнуть необходимость учета всех факторов, которые на нее влияют. Только такой подход, при котором должное внимание уделяется и застарелым проблемам, и последним действиям всех вовлеченных сторон, позволит выстроить по-настоящему конструктивную дискуссию.

В связи с этим вынуждены вновь обратить внимание на особую ответственность Вашингтона и его союзников, взявших курс на оказание санкционного и силового давления на Пхеньян в рамках концепции т.н. «расширенного сдерживания». Она уже привела к резкому росту военной активности в Северо-Восточной Азии, который, очевидно, лишь отдаляет политико-дипломатическое урегулирование проблем Корейского полуострова, то есть идет в разрез с декларируемыми членами Совета целями.

Тем не менее, мы по-прежнему слышим все более и более воинственную риторику, а интенсивность военных маневров США и их союзников не снижается. Наоборот – 13 марта начались учения США и Южной Кореи “Freedom Shield”, а также целая серия полевых маневров, а на следующей неделе ожидается проведение первых за пять лет американо-южнокорейских учений «Ссанген» с привлечением сил ВМФ и ВВС. Особую тревогу вызывает то, что они официально подаются в качестве «свидетельства воли союза Южной Кореи и США добиться «мира через силу». 

После таких заявлений понятно, какой путь выбрали эти страны и чего стоят озвучиваемые сейчас в СБ призывы к переговорам. Практические шаги говорят о противоположном.

Г-н Председатель,

Мы еще раз хотели бы указать на безальтернативность многостороннего политико-дипломатического процесса, направленного на создание в Северо-Восточной Азии системы мира, которая учитывала бы законные озабоченности – я подчеркиваю это – всех государств региона и была бы направлена на предоставление им надежных гарантий безопасности. В противном случае ситуация вокруг Корейского полуострова будет и дальше развиваться по «замкнутому кругу».

Вновь напомним, что в свое время Вашингтоном и его союзниками были по сути проигнорированы предпринятые Пхеньяном в 2018-2019 гг. шаги, реализация которых могла бы привести к кардинальному улучшению обстановки в субрегионе. Последующие неоднократные призывы КНДР к США прекратить враждебную деятельность и отказаться от наращивания давления также остались без внимания. Ожидать же от Пхеньяна положительной реакции на наращивание давления, угрозы раскручивания «санкционной спирали» или ничем не подкрепленные обещания совершенно бесперспективно.

Ситуацию на Корейском полуострове также нельзя рассматривать и в отрыве от других процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Параллельно с активными усилиями по наращиванию военного потенциала союзных США стран Северо-Восточной Азии отмечаем навязчивое продвижение Вашингтоном своей односторонней доктрины безопасности в АТР, формирование новых блоков, таких как объединение США, Великобритании и Австралии (т.н. AUKUS), включающее передачу неядерным государствам подводных лодок с ядерными силовыми установками. Все это оказывает дестабилизирующее влияние и приводит к появлению искусственных разделительных линий в этой части мира. Такие устремления вызывают очевидную озабоченность не только у Пхеньяна, но и у других стран региона.

Не способствует этому, естественно, и попытки нарастить санкционное давление на КНДР. Мы уже многие годы указываем на необходимость прекращения этой тупиковой по форме и бесчеловечной по содержанию политики. Однако негативные суммарные последствия международных и односторонних ограничительных мер продолжают накапливаться, усугубляя положение северокорейского населения. Особо отметим, что односторонние рестрикции не только попирают суверенитет и законные интересы стран-членов, но и противоречат нормам и правилам международной торговли и подрывают целостность согласованных по линии Совета Безопасности ограничений. Попытки придать хоть какую-либо легитимность таким рестрикциям через авторитет СБ ООН или Комитет 1718 по КНДР недопустимы.

Хотели бы напомнить, резолюциями СБ ООН по КНДР, о важности соблюдения которых мы сегодня услышали, предусмотрен также поиск политико-дипломатического решения. И эти положения остаются невыполненными. В очередной раз отмечаем, что Россия привержена выполнению резолюций СБ в полном объеме и в этой связи вновь обращаем внимание на российско-китайский план действий по комплексному урегулированию ситуации на Корейском полуострове, подразумевающий конкретные шаги вовлеченных государств на тех или иных направлениях. «На столе» по-прежнему остается и российско-китайский проект политико-гуманитарной резолюции СБ ООН, принятие которого может стать действительно конструктивным вкладом Совета в разрешение нынешней непростой ситуации на Корейском полуострове.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово: 

Г-н Председатель,

Мне тоже было интересно выслушать заявление представителя США о том, что Вашингтон и его союзники, дескать, не вынашивают враждебных планов в отношении КНДР, а учения проводятся рутинно. А по каким причинам они тогда проводятся? Военная активность США и союзников носит беспрецедентный характер. Напомню, что те же учения «Ссанген» не проводились уже пять лет, и поэтому их никак нельзя назвать рутинными.

Однако своей риторикой Вашингтон переворачивает все с ног на голову. В отношении КНДР враждебной политики якобы нет. Что-то подобное мы и раньше слышали. О том, что НАТО – только оборонительный союз. О том, что Ирак 20 лет назад якобы обладал ОМУ, и под этим предлогом американцы превратили страну в горящую землю. Ведь очевидно, что и по отношению к КНДР вынашиваются аналогичные планы, несмотря на то, чтó говорится сейчас в Совете Безопасности. При этом абсолютно игнорируется тот факт, что КНДР выступает с призывами к политико-дипломатическому урегулированию. И в Совете Безопасности мы не можем только «играть в одни ворота», выслушивая раз за разом только одну точку зрения. Российско-китайский проект резолюции и предложения, которые мы направляем в СБ, направлены именно на дипломатическое урегулирование и конструктивные шаги. Но Вашингтон их постоянно блокирует.

Благодарю Вас.

 

Видео выступления