Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина в ходе видеоконференции членов Совета Безопасности ООН «Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения»

Благодарю Вас, г-н Председатель.

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы выразить благодарность Министру иностранных дел Социалистической Республики Вьетнам Его Превосходительству г-ну Буй Тхань Шону за организацию дебатов в Совете Безопасности ООН по весьма актуальной теме защиты объектов, необходимых для выживания гражданского населения.

Также признательны вьетнамской стороне за подготовку сбалансированного проекта тематической резолюции СБ. Документ в целом отражает согласованные подходы международного сообщества к обсуждаемой сегодня тематике.

Уважаемые коллеги,

Защита гражданской инфраструктуры в условиях вооруженного конфликта является неотъемлемым компонентом международного гуманитарного права. Речь, в частности, идет о соответствующих положениях Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Данная тематика также затрагивается в ряде принятых ранее резолюций Совета, в т.ч. в резолюции СБ 2417 о защите гражданских лиц.

Исходим из того, что любые намеренные нападения на гражданское население и объекты, необходимые для его выживания, абсолютно неприемлемы. К таким объектам можно отнести запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и ирригационные сооружения и другие критические элементы инфраструктуры. Важно подчеркнуть, что в соответствии с международным гуманитарным правом все стороны вооруженных конфликтов обязаны проводить различия между гражданскими лицами и комбатантами, а также объектами гражданского и военного назначения. Отмечаем необходимость международного сотрудничества в восстановлении разрушенной или поврежденной инфраструктуры, а также оказании своевременной помощи странам, пострадавшим в результате боевых действий. Важную роль на данном направлении отводим ООН и другим международным и региональным организациям. При этом подобное содействие должно осуществляться исключительно по запросу принимающего государства.

Уважаемые коллеги,

В данном контексте хотели бы сделать особый акцент на положении дел в Сирии, о которой здесь сегодня уже говорилось. Текущая ситуация в этой стране наглядно иллюстрирует необходимость неотложной помощи сирийцам в деле масштабного восстановления критической гражданской инфраструктуры и всестороннего содействия без политизации и предварительных условий.

Несмотря на установление относительной стабильности «на земле» гуманитарное положение в САР опасно деградировало на фоне затяжного конфликта, экономического кризиса, пандемии коронавируса и введения США и ЕС односторонних санкций против сирийцев. В результате, по данным работающих в Сирии международных гуманитарных агентств, по сравнению с 2011 г. выработка электроэнергии сократилась на 70%, производство питьевой воды – на 30-40%, утрачено около 50% оросительных сооружений. Очевидно, что выход из строя критически важных объектов инфраструктуры – водо- и энергоснабжения – будет иметь катастрофические последствия для миллионов сирийцев – от риска эпидемий и экологических бедствий до нового массового перемещения людей. И это не говоря о строительстве жилых домов, ремонте школ и больниц, имеющих ключевое значение с точки зрения создания достойных условий для возвращения беженцев и ВПЛ.

Уважаемые коллеги,

Отдельно необходимо затронуть разрушительный эффект незаконных односторонних санкций, которые не только подвергают простых сирийцев гуманитарным бедствиям, но и преднамеренно провоцируют негативные последствия для специализированных агентств, усложняя ввоз в Сирию в разгар пандемии медикаментов и запчастей, а также проведение финансовых транзакций. Одно из
последствий – Сирия, которая до войны производила большую часть лекарственных препаратов на своей территории и экспортировала их в 23 страны мира, теперь практически полностью зависит от внешних поставок медицинской помощи.

Санкции против Сирии усиливаются, даже несмотря на призыв Генсекретаря ООН к смягчению рестрикций на фоне пандемии коронавируса. В результате, по данным ООН, сегодня 90% населения Сирии живет за чертой бедности, 70% не имеют доступа к продуктам питания. При этом рестрикции не мешают американцам, оккупирующим нефтяные поля и сельскохозяйственные угодья в Заевфратье, наращивать контрабанду и нелегальную торговлю нефтью и зерном.

Примечательно и то, что западные санкции не распространяются как на Заевфратье, так и на Идлиб, находящийся, как известно, под контролем группировки «Хейат Тахрир аш-Шам», признанной террористической СБ ООН. Именно в эти неподконтрольные Дамаску районы западные страны наоборот призывают нарастить гуманитарные поставки, но не в координации с Правительством САР, а через трансграничный механизм, подрывающий не только суверенитет и территориальную целостность страны, но и руководящие принципы гуманитарного содействия, закрепленные в резолюции 46/182 ГА ООН.

Уважаемые коллеги,

Призываем ответственных членов мирового сообщества присоединиться к значительным гуманитарным усилиям России по разминированию, восстановлению образовательных и медицинских учреждений, жилых домов, ремонту автодорог, линий электропередач, оказанию продовольственной и медицинской помощи.

Выражаем глубокую признательность Международному комитету Красного Креста, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также соответствующим национальным обществам. Беспристрастная гуманитарная деятельность указанных структур заслуживает самой высокой оценки. Россия продолжит активно сотрудничать с ними, в частности, посредством предоставления средств на реализацию программ в Сирии, Нагорном Карабахе и на Украине.

Спасибо за внимание.