Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН “Поддержание международного мира и безопасности: гуманитарное воздействие деградации окружающей среды, мир и безопасность»

Г-н Председатель,

Нельзя отрицать, что деградация окружающей среды усугубляет социально-экономические вызовы, с которыми сталкивается ряд стран и регионов мира. Хороший пример в этом отношении – регион Западной Африки и Сахеля, который особенно уязвим перед лицом климатических проблем. Мы полностью понимаем мотивацию наших уважаемых коллег из Нигера, побудившую их к проведению видеоконференции по этой теме.  По данным агентства «Рейтер», в одном только Нигере темпы площадь Сахары увеличивается на 48 км в год, в результате чего деградирует почва и страдает и без того шаткое жизнеобеспечение растущего населения. Даже туареги – синие люди пустыни – вынуждены адаптироваться и уходить все дальше на юг в связи с недостатком пастбищ и источников воды. Мы разделяем высказанные председательством обеспокоенности, а также подтверждаем, что решение связанных с этим вопросов в соответствующих форматах должно быть приоритетом международного сообщества.

Однако вынуждены вновь выразить сомнения в том, что Совет Безопасности является подходящей площадкой для генерических дискуссий по вопросам окружающей среды. В этой связи хотели бы отметить следующее.

Экологическая повестка, включая изменение климата, не связана с конфликтами по умолчанию. Точно так же не существует исчерпывающих, общепризнанных и научно обоснованных доказательств того, что изменение климата влияет на вооруженные конфликты.

Социально-экономическая обстановка в определенных странах и субрегионах может ухудшаться в результате негативного воздействия изменения климата и других проявлений деградации экологической обстановки. Однако на стабильность и безопасность влияют, как правило, другие, неопосредованные факторы, говорить о которых хочется не всем членам СБ. Сюда относится внешнее вмешательство во внутренние дела, злоупотребление или даже развязывание конфликтных ситуаций ради эксплуатации природных ресурсов без согласия правительства затронутой страны. Это не просто противоречит международному праву, это грозит экологическими катастрофами. В этом контексте можно привести много примеров из африканского и ближневосточного региона. К сожалению, вынуждены констатировать, что, приводя примеры, наш американский коллега забыл упомянуть об оккупации сирийских нефтяных месторождений. Хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз привлечь внимание к этой проблеме и к «варварским» методам добычи нефти, которые чреваты экологической катастрофой на северо-востоке Сирии.

Еще один путь вмешательства – это различные формы экономического и политического давления, в том числе применение односторонних принудительных мер в отсутствие соответствующего мандата Совета Безопасности. Такие действия особенно сильно подрывают потенциал развивающихся стран по достижению целей в области социально-экономического развития и защиты окружающей среды, а также их способность участвовать в коллективных усилиях по реагированию на изменение климата. Таким образом, рассмотрение экологического аспекта как такового зачастую оказывается селективным и игнорирует более широкий контекст.

Поддержка усилий развивающихся стран, направленных на устойчивое развитие, в т.ч. защиту окружающей среды, – как в целом, так и в постконфликтных ситуациях – входит в мандат системы развития ООН и резидентов-координаторов с опорой на межправительственные мандаты и соответствующие научные изыскания. Страны-доноры не должны избегать взятых на себя обязательств по оказанию помощи. Чтобы минимизировать последствия для окружающей среды, необходимо содействовать укреплению устойчивости стран.

Что касается международного гуманитарного права, упомянутого в концептуальной записке к этой дискуссии, хорошо известно, что МГП запрещает использование методов ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят ущерб окружающей среде. Однако этот запрет не может предупредить тяжелые последствия вооруженных конфликтов для природной среды вне зависимости от степени приверженности этому важнейшему правилу. В этой связи представляется крайне важным, чтобы Совет Безопасности сосредоточил усилия на выполнении своей первостепенной задачи – поддержании международного мира и безопасности на основе Устава ООН. Это обязательно внесет вклад в защиту окружающей среды.

Благодарю Вас.