Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам миростроительства и поддержания мира

Г-н Председатель, Министр Кассис,

Приветствуем Ваше личное участие в сегодняшнем заседании. Поздравляем Швейцарию с председательством в Совете. Для Вашей страны первое председательство в Совете Безопасности ООН – это действительно историческое событие, и мы желаем Вам удачи. Благодарим Верховного комиссара по правам человека Фолкера Тюрка, а также г-жу Чигвению и г-жу Олонисакан за содержательные брифинги.

Г-н Председатель,

В условиях, когда очевиден глубинный раскол между позициями государств-членов ООН и для преодоления кризиса необходимы общие усилия в целях создания обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности, вопрос дефицита доверия и отсутствия объединительной повестки дня становится особенно актуальным.

Говоря о доверии, нельзя не упомянуть о вероломных действиях наших бывших западных партнеров, сумевших за последние 15-20 лет последовательно разрушить те ростки взаимопонимания и сотрудничества, которые появились после окончания «холодной войны». Я имею в виду и нарушенные обещания о нерасширении НАТО на восток, и продвижение т.н. «цветных революций» и установок по смене неугодных режимов, и попытку навязывания всем некоего «порядка, основанного на правилах» вместо международного права и уважения Устава ООН. Благодаря их стараниям, мы сегодня живем в мире, где правда ничего не значит и где через подконтрольные коллективному Западу СМИ насаждаются человеконенавистнические и насквозь лживые установки, белое выдается за черное и наоборот.

Разумеется, я прежде всего имею в виду ситуацию на Украине, роль которой стараниями США и их союзников свелась к функции разменной пешки в геополитическом противоборстве с Россией. Для этого на наших границах за 8 лет была сформирована русофобская неонацистская диктатура, провозгласившая войну всему русскому и тому, что нас объективно связывало. Дело дошло до опосредованной войны НАТО против России, которая грозит самыми пагубными последствиями всему человечеству. О каком доверии может идти речь в подобных обстоятельствах? Очевидно также, что действия Запада прямым образом отражаются и на возможностях взаимодействия ведущих мировых игроков в контексте урегулирования региональных кризисов: для стран Запада, проецирующих их на конкуренцию с Россией и Китаем, это «игра с нулевой суммой». Категорически не согласны с подобным подходом.

Такое положение в международных делах безусловно сказывается на работе Совета Безопасности ООН и других международных площадок, мы видим глубокие противоречия по большому числу обсуждаемых в Генеральной Ассамблее вопросов. Все это подвергает систему ООН серьезному испытанию на прочность и влияет на эффективность выполнения ею своего главного мандата в области предотвращения конфликтов и поддержания мира.

Одним из ключевых признаков такой ситуации является кризис с выполнением ранее достигнутых соглашений и договоренностей, а также резолюций главных органов ООН. Если они перестают удовлетворять интересам западных государств – факты их невыполнения замалчиваются, а сами документы объявляются неактуальными или попросту отвергаются.

Кризис доверия непосредственно сказывается и на институте посредничества. Наиболее наглядно эти тенденции проявились в ситуации с Минскими соглашениями по Украине и ролью Германии и Франции в их заключении. Париж и Берлин не только не смогли добиться от Киева их выполнения, но и впоследствии признались, что целью их подписания было дать украинскому режиму подготовиться к войне.

К сожалению, эти тенденции не ограничиваются отдельными государствами, но отражаются и на работе ООН. В последнее время мы наблюдаем определенную деградацию доверия к Организации, которая должна представлять интересы всех государств-членов, быть образцом беспристрастности и добросовестности, а ее сотрудники обязаны действовать в строгом соответствии со статьей 100 Устава ООН. Мы видим это не только на политическом, а тем более правочеловеческом направлении, но и «на земле», в странах, где развернуты ооновские миссии, то есть именно на уровне, на котором должны выполняться достигнутые политические решения.

Особого внимания требует проблема роста «дезинформации и ложной информации» в отношении ООН, столь активно обсуждаемая в последнее время на различных площадках Организации. Эта проблема, на наш взгляд, требует комплексного подхода, поскольку не всегда негативные отзывы в адрес ООН являются попытками очернить ее репутацию. Отчасти эти критические оценки – свидетельство разочарования принимающих государств и их населения. Их не стоит оставлять без внимания. Напротив, в ответ миротворческим миссиям ООН необходимо разъяснять свой мандат, активнее работать с простыми людьми посредством СМИ, а также осуществлять различные местные проекты с быстрой отдачей. Все это может помочь наладить конструктивное взаимодействие с принимающей стороной и доверительные контакты и, как следствие, укрепить авторитет ООН.

Г-н Председатель,

Инклюзивность и учет мнений всех игроков является одной из составляющих доверительных отношений как на международном, так и на страновом уровне, особенно там, где имеет место конфликт. Разрешить внутренний кризис в стране невозможно без принятия во внимание интересов всех групп населения. Процесс этот сложный, кропотливый, зачастую долгосрочный и, что особенно важно – национальный. «Универсальной формулы» не существует, необходим поиск уникального рецепта, основанного на социальных, этнических, культурно-цивилизационных и исторических особенностях общества. Обеспечить такой устойчивый социальный контракт может только правительство конкретного государства. Роль международного сообщества – предоставить соответствующую политическую поддержку, поделиться опытом, оказать гуманитарную и экономическую помощь. Все это – при полном уважении суверенитета принимающего государства. Вмешательство во внутренние дела государств еще нигде не приводило к устойчивым результатам. Более того, оно может не только стать непреодолимым препятствием для налаживания доверия между основными игроками, но и привести в результате к распаду государств.

С этим связано и еще одно важное проявление кризиса доверия – это размывание роли национальных правительств по представлению интересов своего собственного населения. Мы не раз сталкивались с тем, что информация, предоставленная властями ряда стран, чуть ли не по умолчанию ставится под сомнение. Ей якобы требуется подтверждение со стороны оппозиции, гражданского общества или других структур. Одновременно данные, полученные от определенного рода неправительственных организаций, беспрекословно принимаются на веру. Причём чем больше то или иное правительство стремится проводить самостоятельную линию и тем самым не устраивает бывшие метрополии или самопровозглашённого «мирового полицейского», тем отчётливее проявляется подобный подход.

В Совете Безопасности мы заслушиваем десятки различных представителей от системы ООН и извне, с тем чтобы получить максимум информации. Но важно понимать, что никакие свидетельства представителей НПО не могут подменить собой данные, получаемые от правительств. Стремление утверждать обратное означает посягательство на межгосударственную природу ООН.

Уверены, что конструктивную роль в поддержке стремления государств обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан играют региональные интеграционные объединения, знакомые с проблемами своих членов не понаслышке. В частности, отмечаем усилия Афросоюза и стран континента, направленные на построение инклюзивного и разнообразного африканского сообщества, остающегося единым в своей принадлежности к общей истории и культуре.

В заключение хотели бы отметить, что единственный путь для укрепления доверия – это равноправный диалог, желание и готовность слушать и слышать, а также добросовестно учитывать позиции и интересы друг друга, понимать, что безопасность одной из сторон недопустимо усиливать за счет другой. Важно также вернуться к серьезно подорванной в наши дни культуре достижения консенсуса. Мы изложили данную позицию в нашем вкладе к «Новой повестке для мира» Генсекретаря и рассчитываем, что наши подходы найдут в ней отражение.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления