Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного Представителя Российской Федерации Д.А.Полянского в ходе брифинга СБ ООН по пункту повестки «угрозы международному миру и безопасности»

Г-жа Председатель, 

Благодарим Высокого представителя Генсекретаря ООН по вопросам разоружения И.Накамицу за весьма информативный и полезный брифинг.

Уважаемые коллеги, 2 августа произошло крайне печальное и знаменательное событие – США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который имел во многом ключевое значение для выстраивания региональной и глобальной архитектуры безопасности. Этот документ согласовывался в период «холодной войны» в условиях сложной обстановки в международных отношениях. И тем не менее, тогда лидеры СССР и США смогли договориться. ДРСМД имел кардинальное значение для международной разрядки. Наряду с другими шагами он во многом способствовал созданию климата «доверия», в условиях которого в мире смогли произойти перемены, которые все международное сообщество теперь считает крайне важными. У человечества впервые за долгие десятилетия появился шанс отойти от конфронтации и заняться насущными вопросами развития, решение которых сделало бы жизнь всех нас лучше.

Какое-то время Договор аккуратно выполнялся как Россией, так  и США. Однако затем стало все отчетливее понятно, что он, равно как и другие договоренности по разоружению и контролю над вооружениями, стал неудобным для наших американских партнеров, уверовавших в собственную исключительность и все решительнее навязывавших остальным неравноправные односторонние схемы международных отношений. Первой «жертвой» этих амбиций Вашингтона в 2003 г. стал Договор по ПРО, за сохранение которого Россия активно боролась с конца 90-х годов. Сразу после этого американцы объявили о планах по размещению в восточной Европе пусковых установок систем ПРО якобы для противодействия иранской угрозе. В ответ на наши озабоченности нам говорили, что против России данные объекты никоим образом использованы быть не могут. Тем не менее, когда первая из них была развернута в Румынии, стало очевидно, что они легко могут быть переоборудованы для запуска ракет типа «Томагавк», что запрещено ДРСМД. Мы сразу же обратили на это внимание. Сейчас совершенно очевидно, что мы были правы: 18 августа, спустя всего две недели после выхода из Договора, Вашингтон осуществил при помощи пусковой установки МК-41 испытательный запуск ракеты средней дальности. 

Теперь, начиная с августа текущего года, каких-либо ограничений на разработку и развертывание подобных систем не существует. Тем самым, вслед за денонсацией Договора по ПРО, выбита очередная опора в архитектуре контроля над вооружениями, которая позволила в свое время разработать и заключить Договор о сокращении наступательных вооружений. Он, кстати, истекает в феврале 2021 г. и тоже находится «в зоне риска»: ключевые фигуры в действующей американской администрации неоднократно, публично и непублично, давали понять, что в сохранении ДСНВ в нынешнем виде они не заинтересованы. 

Параллельно, практически с самого первого дня с момента выхода из ДРСМД, из уст американских официальных лиц стали звучать угрозы и заявления. Они не оставляли никакого сомнения в том, что Вашингтон, во-первых, именно к этой ситуации и стремился,  и во-вторых, последовательно и целенаправленно нарушал ДРСМД уже давно. Иначе как можно, как это сделал глава Пентагона Марк Эспер в первые дни августа, анонсировать возможности размещения ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в течение нескольких месяцев: за такой короткий срок подобные вооружения  не создаются. 

Г-жа Председатель,

Мы не созывали это заседание с тем, чтобы уличить наших американских коллег в лукавстве. Сегодня для любого мало-мальски незаангажированного эксперта в области разоружения это – непреложный факт. И сколько бы вы сегодня в ходе нашего заседания ни твердили заезженную мантру о том, что к развалу ДРСМД привели именно действия России, последние шаги Вашингтона красноречиво свидетельствуют об обратном. Вопрос уже не в этом. Честно сказать, сегодня мы в основном обращаемся не к нашим американским партнерам, с ними все ясно. Нас крайне удивляет позиция, которую  в этом контексте с упрямством, достойным лучшего применения, занимают наши европейские коллеги.

Вспомните, не далее как в декабре прошлого года Россия выдвинула проект резолюции ГА в поддержку ДРСМД. Он не содержал никакой критики США, а призывал лишь поддержать дипломатические усилия по решению возникших проблем, затрагивающих вопросы безопасности и национальные интересы всех без исключения стран-членов ООН. Мы недвусмысленно предупреждали тогда, что гибель ДРСМД не только подорвет выполнение статьи VIДНЯО, но и спровоцирует новую гонку ядерных вооружений. К нам тогда прислушались многие партнеры, но только не европейские союзники Вашингтона. У меня к вам вопрос: вы довольны сегодня, что в декабре предпочли нажать именно «красную кнопку»? Неужели вы не понимаете, что своим «поддакиванием» американцам вы шаг за шагом возвращаете из исторического небытия ситуацию, когда на европейские города с разных сторон были направлены ракеты?

Мы со своей стороны первыми к такой мере не прибегнем. Однако с учетом того, что у наших американских коллег явно «чешутся руки» и берет верх желание «поиграть мускулами», до описанной мной ситуации, возможно, осталось не так много времени. Отдаете ли вы в целом себе отчет, что мы все из-за геополитических амбиций США оказались в одном шаге от неконтролируемой и никак не регламентируемой гонки вооружений? Нас, например, эта перспектива очень беспокоит. А вот американских коллег, похоже, нет. Во всяком случае, если верить президенту Дональду Трампу, Америка готова к гонке вооружений, поскольку якобы способна превзойти в материальном и техническом плане любых своих потенциальных соперников.

В пользу такой логики, выдержанной в лучших традициях американских вестернов, говорят и цифры: военный бюджет США сейчас только по открытым данным составляет примерно 700 млрд. долл. США., бюджет блока НАТО – 1 трлн. 400 млрд. долл. США. Это ориентировочные цифры. Для справки: военный бюджет якобы угрожающей всем России – около 60 млрд., т.е. более чем в 20 раз меньше натовского. 

Теперь, после авантюристских действий США, все эти цифры, разумеется, могут возрасти – американский президент уже поставил вопрос об этом. Кстати сказать, расходы на разработку запрещенного ДРСМД оружия были заложены в американский военный бюджет задолго до того, как этому Документу был вынесен смертный приговор. А виновата, разумеется, все равно Россия.

Г-жа Председатель,

Только задумайтесь, сколько всего полезного в целях устойчивого развития, помощи бедным и развивающимся странам можно было бы сделать на деньги, которые выделяются и будут выделяться нашими западными коллегами на военные расходы. В этом контексте торг наших американских партнеров по бюджетам миротворческих операций, устоявшаяся практика выплаты ими в самый последний момент своего взноса в бюджет ООН, совокупный размер которого  в этом году не дотягивает и до 10 млрд. долл. США, выглядят не только мелочностью, но и неуважением ко всем остальным членам нашей всемирной организации. Мы не боимся сказать им об этом в лицо. А вы? Так и будете уходить от своей доли ответственности за происходящее, кивая вслед за Вашингтоном на мнимую российскую, а теперь и китайскую угрозу? Простят ли вам это будущие поколения?

Несмотря на все то, о чем я сказал, мы всё еще не теряем веру  в то, что здравый смысл и инстинкт самосохранения у наших западных партнеров в итоге все-таки возобладают. Ведь на кону – само существование человечества. Вопрос лишь в том, сколько средств и усилий будут потрачены впустую до этого момента, сколько возможностей для прогресса и сотрудничества мы при этом упустим.

Со своей стороны были и остаемся готовыми к любому серьезному диалогу, направленному на обеспечение стратегической стабильности и безопасности. И если бы это зависело только от нас, до столь опасной черты, у которой мир находится сейчас, дело бы никогда не дошло.

При этом мы остаемся реалистами. Ведь ломать – не строить. И на запуск более или менее устойчивого и эффективного нового формата обсуждения вопросов стратстабильности и контроля над вооружениями, как показывает история, могут уйти годы, если 
не десятилетия. А решать проблемы, в т.ч. вытекающие из безответственных действий Вашингтона, нужно уже сегодня.

Благодарю Вас.

 

После выступления представителя США: 

В том, что касается ракеты с индексом 9М729, – в ходе многолетних дискуссий США упорно отказывались сообщать нам не только о тех эпизодах испытательной деятельности, которые, как мы понимаем, вызвали вопросы у Вашингтона, но и предоставлять вообще какие-либо сведения, позволяющие нам идентифицировать данное изделие.

В прошлом году после того как стало наконец понятно, что так волнует Вашингтон, мы предложили американской стороне "в закрытом режиме" посмотреть интересующую их ракету с индексом 9М729 и получить всю исчерпывающую информацию о ней, убедиться, что данное оружие не нарушает договор. В ответ мы также получили отказ.

Тогда мы сделали еще одну попытку. В качестве беспрецедентной меры транспарентности, далеко выходящей за требования Договора, мы открыто продемонстрировали данную ракету в присутствии иностранных делегаций, однако представители США также не приехали на это мероприятие и рекомендовали отказаться от участия своим партнерам по НАТО, чему, естественно, они последовали.

В этой связи нам не очень понятны аргументы моего американского коллеги – мы вам предложили сообщить всю интересующую вас информацию с целью спасения ДРСМД. Вы же, доведя дело до развала Договора, теперь пытаетесь требовать у нас эти сведения. 

Буквально пара слов о том, что касается новых российских систем вооружений, также упомянутых здесь. Мой американский коллега не может не знать, что все они имеют характерную особенность – они нацелены на преодоление систем ПРО. Именно из-за выхода США из Договора по ПРО, о котором я упоминал в своем выступлении, и развертывания подобных систем у наших границ мы были вынуждены начать разработку данного вида изделий. Это еще одна проблема, искусственно созданная Вашингтоном, которую, как я уже сказал, мы долгое время пытались безуспешно предотвратить. И соучастниками данной ситуации – хотел бы подчеркнуть, чтобы ни у кого не было иллюзий – являются как раз страны НАТО. 

Г-жа Председатель, 

В завершение хотел бы сказать, что сегодняшнее заседание, к сожалению, оказалось до скучности предсказуемым. Как мы и предполагали, США и «подхрюкивающие» им страны вопреки фактам и здравому смыслу сваливают все с больной головы на здоровую, обвиняя Россию во всех смертных грехах. В этом нет ничего нового или удивительного. В созданной нашими западными партнерами параллельной реальности, где не требуется никаких доказательств и достаточно голословных обвинений в духе “highly likely”, такое поведение считается нормальным. Дело в том, что мы живем в реальном, а не виртуальном мире, и пока еще находятся страны и эксперты, ставящие под сомнение все эти складные, но пустые западные небылицы, у нашего мира есть шанс.

Хочется верить, что наша с Китаем инициатива увеличит число тех, кто не побоится называть вещи своими именами и будет требовать действий и практических шагов именно у тех, кто в угоду своим амбициям нарушает важные для всего мира договоренности и не считается с нормами международного права.

Благодарю Вас.