Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя постоянного представителя Д.А.Полянского по мотивам голосования по проекту резолюции «Сотрудничество ООН и международных организаций: сотрудничество между ООН и ОЗХО»

Уважаемый г-н Председатель,

С сожалением наблюдаем очередную попытку внести на рассмотрение Генассамблеи ООН крайне политизированный и несбалансированный документ, который способен углубить лишь разногласия между государствами-членами, но никак не сотрудничество между ООН и ОЗХО.

За последнее время это уже вторая такая попытка. Сначала осенью прошлого года с подачи наших западных коллег Генассамблея приняла ангажированный антисирийский проект резолюции по осуществлению положений КЗХО.

Теперь все те же мотивы мы видим в представленном сегодня документе. Хочется спросить наших западных коллег – в чем его «добавленная стоимость», если этот текст на девяносто процентов – ритуальное повторение приветствия «обвинительных» выводов в адрес Дамаска? Видимо, им хотелось бы, чтобы Генассамблея в прямом смысле «штамповала» однотипные антисирийские резолюции всякий раз, когда в их названии упоминается ОЗХО.

Российская Федерация, как и многие другие государства, рассматривает как нелегитимное решение 4-й спецсессии Конференции государств-участников КЗХО, позволившее Техсекретариату ОЗХО, превысив его полномочия, учредить так называемую группу по расследованию и идентификации (ГРИ). Такого рода «инновации» противоречат КЗХО и подрывают прерогативы СБ ООН.

С каждым днем множатся подтверждения того, что США и их евроатлантические союзники стремятся превратить ОЗХО - специализированную и техническую по своей природе международную структуру - в инструмент реализации собственных геополитических интересов. Плодами таких политизированных заходов сначала стал первый доклад ГРИ, который не выдерживает никакой критики как с точки зрения методологии его подготовки, так и сбора фактов. Затем последовало заведомо невыполнимое для Сирии решение 94-й сессии Исполсовета ОЗХО, которое требовало от Дамаска задекларировать химическое оружие, которого у него нет.

Российская Федерация не может признать легитимность ни самой ГРИ, ни ее доклада, ни основанных на нем решений руководящих органов ОЗХО.

Целый ряд претензий у нас есть и к работе Миссии по установлению фактов в Сирии, в частности, в плане расследования инцидентов в Хан-Шейхуне в 2017 г. и в Думе в 2018 г. Для обсуждения многочисленных нарушений со стороны Техсекретариата ОЗХО в этих случаях мы в прошлом году провели открытую встречу членов СБ по «формуле Арриа» с участием независимых экспертов. Призываю все заинтересованные делегации ознакомиться с материалами по ее итогам, которые распространены в качестве официального документа ГА ООН (А/75/649 от 11 декабря 2020 г.). «Неудобных» вопросов к руководству ТС ОЗХО много, и на них до сих пор не получено ответа.

Из подготовленного Нидерландами проекта полностью выхолощена его суть – панорамный обзор всех направлений сотрудничества ООН и ОЗХО и прогресс в этой сфере. Складывается впечатление, что единственная тема, которой занимается ОЗХО – это сирийское «химдосье» и конкретно сама Сирия. Если уж фокусироваться на страновых аспектах, то ОЗХО было бы логично также отчитаться, например, о прогрессе в плане уничтожения химарсенала США, которое все никак не завершится. Однако об этом не сказано ни слова. Одновременно никакого отражения в нем не нашли принципиально важные положения ст.11 КЗХО о социальном и экономическом сотрудничестве государств-участников конвенции.

Считаем весьма показательным, что никакой реальной переговорной работы над текстом проекта его авторы не вели. Делегация Нидерландов организовала всего один раунд неформальных консультаций с фактически нулевым практическим итогом. Ни одно из многих содержательных замечаний делегаций, высказанных на этой встречи, в итоговом тексте не было учтено.

Мы убеждены, что резолюция о сотрудничестве между ООН и ОЗХО по определению должна быть консенсусной. Она призвана служить политическим сигналом о безоговорочной поддержке со стороны международного сообщества режима нераспространения химоружия и позитивной «связки» ООН-ОЗХО. И Россия была бы готова такой консенсус с радостью поддержать, если бы представленный проект этому критерию отвечал. Однако, к нашему сожалению, сейчас он преследуют единственную цель - очернить сирийские власти и продвинуть вредные для целостности КЗХО и авторитета ОЗХО идеи.

Этого мы, как ответственный участник ОЗХО, допустить не можем. Поэтому Российская Федерация будет голосовать «против» этого политизированного документа. Призываем поступить также все государства, которых заботит сохранение авторитета ОЗХО и эффективное выполнение организацией ее истинных задач – укрепление режима нераспространения химоружия.

Благодарю за внимание.