Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на видеоконференции членов СБ ООН по ситуации в Косово

Приветствуем участие в заседании первого Вице-премьера и Министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича. Разделяем высказанные Вами, уважаемый г-н Министр, серьезные озабоченности положением дел в Косово, которое остается неспокойным и требует внимания международного сообщества. Внимательно выслушали г-жу Харадинай-Стубла.

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря Захиру Танину за информативный брифинг о ситуации в крае. Считаем Миссию ООН по делам временной администрации в Косово главным международным присутствием, действующим на основе резолюции СБ ООН 1244. Благодарим Вас за непредвзятые оценки обстановки в крае, а также информацию о прогрессе в урегулировании косовского вопроса.  Поддерживаем  Вашу работу, считаем  важным, чтобы вы имели достаточно средств и кадровых ресурсов для продолжения эффективной работы.

Евросоюз наделен посредническими функциями в диалоге Белград-Приштина в соответствии с решением ГА ООН. Убеждены, что ЕС должен добиваться безусловной реализации сторонами своих обязательств, в первую очередь по выполнению достигнутых ранее договоренностей.

Вместе с тем здесь пока не так много существенных результатов. Яркий пример недоговороспособности и безответственности Приштины – продолжающийся уже семь с половиной лет саботаж формирования Сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК). 14 октября Авдула Хоти в ходе встречи со Спецпредставителем ЕС Мирославом Лайчаком в очередной раз исключил возможность наделения ССМК исполнительными полномочиями, хотя это прямо вытекает из «брюссельских договоренностей», согласованных в апреле 2013 г. Надеемся, что посредничество ЕС при профессиональном лидерстве назначенного в апреле 2020 года М.Лайчака наберет обороты и приведет к действительно значимым подвижкам в деле урегулирования косовской проблемы.

Отмечаем и активизацию на «посреднической ниве» наших американских коллег. Обратили внимание на подписанные сторонами 4 сентября в Вашингтоне документы. Исходим из того, что их реализация будет также происходить в русле содействия Белграду и Приштине в поиске взаимоприемлемых развязок. При этом не стоит забывать, что международно-правовой основой косовского урегулирования остается резолюция СБ 1244.

Важно также не упускать из вида то, что пока так и не было реализовано, несмотря на все заявления. Так, с 2010 года, с момента выхода доклада Д.Марти в ПАСЕ, ожидаем справедливого международного разбирательства совершенных на территории Косово тяжких преступлений. В 2020 году отметили позитивный сдвиг - начало реальной работы Специального суда по расследованию преступлений «Освободительной армии Косово». Вместе с тем вызывают озабоченность продолжающиеся скандалы вокруг суда, утечки документов, сообщения  об устранении свидетелей, использование материалов дела во внутриполитических  разборках. Настаиваем, чтобы все виновные предстали перед судом и понесли заслуженное наказание – независимо от занимаемых ныне должностей.

Не видим никаких улучшений ситуации в крае с точки зрения безопасности и соблюдения прав неалбанских общин. Эта ситуация характеризуется все новыми фактами запугивания, захвата и вандализмом в отношении имущества, кладбищ, а также объектов Сербской православной церкви. Понятно, что в этих условиях говорить о возвращении беженцев и ВПЛ практически не приходится.

Особо пристального внимания требует задача обеспечения надежной защиты православных объектов в Косово. 16 июня 2020 г. запущен первый сегмент автомагистрали в Черногорию по территории специально охраняемой зоны монастыря Высокие Дечаны. Это произошло вопреки решению суда Косово, в составе которого работают судьи-международники. Хотели бы особо подчеркнуть, что это не внутрикосовский вопрос - данный памятник находится в списках всемирного наследия ЮНЕСКО. Считаем, что ключевую роль в воздействии на приштинские власти должны сыграть Силы для Косово и Миссия ЕС в области верховенства закона, имеющие соответствующие мандаты. На этом фоне вопрос о присоединении Косово к международным организациям, в том числе к ЮНЕСКО, считаем ошибочным и беспочвенным.

Край по-прежнему остается комфортной зоной для рекрутирования разного рода террористов. Угрозу миру и стабильности в регионе несет возвращение в Косово бывших боевиков ИГИЛ. Это мина замедленного действия под безопасностью в регионе.

И еще один нелицеприятный момент, требующий нашего постоянного внимания. Возмущены тем фактом, что СБ ООН так и не получил сведений о наказании виновных в задержании и избиении косовоалбанским спецназом в муниципалитете Зубин-Поток 28 мая 2019 г. сотрудников МООНК, одним из которых являлся российский гражданин М.А.Краснощеков. Ни в коем случае нельзя допустить  «заматывания» данного вопроса. Игнорирование дерзкого нападения на сотрудников ООН самым отрицательным образом сказывается на их безопасности – во всех странах мира. Налицо стремление косовоалбанских властей выдавить Миссию ООН из края. Миссии приходится работать в непростых условиях де-факто бойкота со стороны приштинских властей.

Серьезной проблемой являются поддерживаемые отдельными странами шаги по созданию «косовской армии». Прежде всего, это противоречит резолюции СБ 1244, ведет к обострению обстановки и чревато дестабилизацией ситуации как в крае, так и на Балканах в целом.

С озабоченностью восприняли сообщения о состоявшемся 2 октября 2020 г. в Тиране очередном совместном заседании правительства Албании и т.н. «кабинета министров» Косово. Не может не тревожить звучавший там тезис о необходимости «стирания границ» между Албанией и Косово. Подобные сходки являются вмешательством во внутренние дела суверенной Сербии, составной частью которой является Косово.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проблемы в крае не решаются, а только копятся.

Российская позиция по Косово последовательна. Мы выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного и взаимоприемлемого решения на основе резолюции СБ ООН 1244. Оно должно соответствовать международному праву и получить одобрение Совета Безопасности ООН. Продавливание и форсирование иных сценариев не приведет к искомому результату.