Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе виртуального заседания рабочей группы по ревитализации ГА ООН

Господа сопредседатели,

Признательны за созыв сегодняшнего заседания по тематике отбора и назначения Генсекретаря и других административных руководителей ООН.

В последние годы резолюциями по ревитализации Генассамблеи в процедуру отбора и избрания Генсекретаря был привнесен ряд нововведений, призванных в том числе повысить ее прозрачность и вовлеченность всех государств-членов. Россия приняла активное участие в согласовании этих резолюций. Готовы и впредь работать по разумной оптимизации существующего порядка.

Вместе с тем хотим подчеркнуть, что все идеи на этот счет требуют тщательного изучения, в первую очередь на предмет строгого соответствия Уставу ООН. Речь, в частности, о его статье 97, согласно которой Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации СБ. Также важно помнить, что главная задача – избрать на пост Генсекретаря наиболее достойного кандидата, лучшего из лучших. Пол кандидата при этом играет второстепенную роль.

Мы не поддерживаем идеи, ведущие к чрезмерной кодификации процедуры назначения Генсекретаря. Это касается, например, идеи ввести жесткие сроки выдвижения кандидатур. Такая регламентация будет означать, что если после окончания срока подачи заявок появится достойный соискатель, то СБ будет уже не вправе рассматривать его кандидатуру. Сложная ситуация возникла бы, если бы ни один из первоначальных претендентов не получил одобрения СБ. Считаем возможным сохранять гибкость в отношении временного периода, в течение которого Совет должен определиться с выбором.

Регулярно приходится слышать требования о повышении «открытости» в процессе отбора кандидатов. Исходим из того, что они должны «уравновешиваться» пониманием деликатности момента – ведь речь идет как о личном престиже кандидатов, так и о престиже выдвигающих их государств.

Господа сопредседатели,

В этом году нам предстоит избрать Генсекретаря ООН на 2022-2026 годы. В соответствии с резолюцией ГА 69/321 5 февраля письмом Председателей СБ и ГА был формально запущен процесс отбора. В этой связи мы с интересом ждем проведения в Генассамблее намеченного на 7 мая неформального диалога с на данный момент единственным выдвинутым страной-членом ООН Португалией кандидатом на пост Генсекретаря. Признательны, что Антонио Гутеррешем была заранее представлена его предвыборная платформа.   

Господа сопредседатели,

Что касается назначений на руководящие должности заместителей и помощников, мы уверены, что Генсекретарю ООН необходимо строго руководствоваться пунктом 3 статьи 101 Устава Организации. Именно на его основе следует развивать новые и совершенствовать имеющиеся стратегии по набору на посты высокого уровня. Убеждены, что на данном этапе имеет смысл сфокусироваться на необходимости улучшения положения в области географической представленности. Государства-члены неоднократно наделяли Генсекретаря соответствующими мандатами. С осторожностью относимся к новым подходам, которые не получили одобрения со стороны государств-членов: в частности, к идее региональной представленности (regional diversity). Любые действия, которые предпринимает Секретариат на основе собственных инициатив, должны соответствовать резолюциям и решениям ГА ООН.

Особое внимание хотели бы уделить ключевым параметрам кадрового разнообразия, разработанным Комиссией по международной гражданской службе (КМГС) и утвержденным ГА в ходе 73-й сессии. Кадровая структура Секретариата, в том числе и в руководящем звене, должна отражать наличие контингента сотрудников, отличающегося многообразием с самых разных точек зрения. Важно учитывать культурные аспекты, многоязычие, представленность разных поколений сотрудников и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все это вкупе должно быть руководством к действию для подбора и назначения на руководящие административные должности Организации.

Благодарю за внимание.