Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н.Кобылкина на Саммите ООН по биологическому разнообразию

Г-н Председатель Генеральной Ассамблеи,

Г-н Генеральный секретарь,

Ваши Превосходительства,

Дорогие коллеги!

Российская Федерация придает большое значение сохранению биологического разнообразия и обеспечению устойчивого использования его компонентов. За реализацию данных задач несут ответственность не только федеральное и региональные правительства, но и частный сектор и гражданское общество. Важно предусмотреть механизмы вовлечения бизнеса в проекты по охране исчезающих видов, в том числе посредством государственно-частного партнерства. Именно такое видение лежит в основе политики Российской Федерации в данной области.

Для обеспечения жизнеспособности биосферы требуются усилия всех стран с учетом национальных условий. В Российской Федерации мы делаем основной акцент на развитии и укреплении системы особо охраняемых природных территорий, а также сохранении и восстановлении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Сегодня наиболее ценные природные комплексы и объекты сохраняются в границах 334 федеральных особо охраняемых природных территорий – сто девять заповедников, шестьдесят четыре национальных парка и шестьдесят один заказник. В целом, система особо охраняемых природных территорий России включает около 13 тысяч территорий федерального, регионального и местного значения общей площадью более двухсот пятидесяти пяти миллионов гектаров или более 13% от площади Российской Федерации. Учитывая другие формы территориальной охраны, которые согласно международным стандартам относятся к охраняемым районам, под законодательной охраной в России находится свыше 25% сухопутной территории! Это значительный вклад России в достижение стратегических Целей в области биоразнообразия, согласно которым к 2020 году по меньшей мере 17% суши должны быть защищены. Мы поставили цель создать к 2024 году не менее 24 новых особо охраняемых природных территории общей площадью 5 миллионов гектаров. Из них уже создано 14 особо охраняемых природных территорий общей площадью 4,6 миллионов гектаров. Уверены, что принятые и запланированные меры обеспечат сохранение экосистем и одновременно будут содействовать развитию экологического туризма с увеличением количества посетителей природных объектов до 10 миллионов человек.

В этом году мы издали новый Перечень видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, треть из которых – вновь включенные виды фауны, что гарантирует их защиту на государственном уровне. Более сотни видов исключены из Красной книги, так как их состояние улучшилось. Практика показывает, что продуманные мероприятия по сохранению редких биологических видов дают положительный результат: за последние годы удалось обеспечить рост популяции амурского тигра, переднеазиатского и дальневосточного леопардов, снежного барса, белого медведя, зубра, соколиных.

Предотвращение вымирания флоры и фауны и обеспечение экологического баланса требуют комплексного подхода и гармонизации усилий и на других направлениях природоохранной деятельности и устойчивого развития в целом. Будучи «лесной державой» с более 20% мировых запасов леса, Российская Федерация уделяет особое значение рациональному управлению лесным хозяйством, а также мерам по адаптации к негативным последствиям изменения климата, устойчивому развитию водного комплекса страны на основе бассейнового принципа управления водными ресурсами, в том числе в трансграничном контексте. Хотелось бы также подчеркнуть роль коренных и малочисленных народов – их традиционный опыт и знания в области устойчивого природопользования особенно востребованы в рамках усилий на местном и региональном уровнях.

Наконец, сохранение и устойчивое использование биоразнообразия – одно из важнейших направлений международного природоохранного сотрудничества. Оно должно осуществляться на недискриминационной основе с опорой на существующую международную правовую архитектуру и универсально признанные достоверные научные данные.

Будущая Глобальная рамочная программа в области биоразнообразия на период после 2020 года должна стать эффективным адресным дополнением, а не заменой многосторонних природоохранных инструментов. Важно, чтобы ее инструментарий отражал общее видение стран, соответствовал реалиям сегодняшнего дня и содействовал выполнению Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года с учетом не только экологических, но и социально-экономических аспектов, включая главную задачу по искоренению нищеты в мире.

Этот документ должен уважать суверенитет стран над своими природными ресурсами и экономической деятельностью, учитывать накопленный опыт, национальные приоритеты и специфику.

Следует уделить внимание потребностям стран, находящихся в особой ситуации – это наименее развитые страны, государства, не имеющие выхода к морю, а также малые островные развивающиеся государства. Важно, чтобы «язык» Глобальной рамочной программы опирался на однозначные, согласованные на межправительственном уровне формулировки, соответствовал практике ООН и одновременно был понятен широкому кругу лиц. Это позволит наилучшим образом обеспечить ее последующее выполнение всеми заинтересованными сторонами.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что этот Саммит станет важным этапом в подготовке 15-й сессии Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии.