Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи перед процедурным голосованием на заседании СБ по украинскому закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»

Г-н Председатель,

Во-первых, хотелось бы напомнить нашему французскому коллеге, что не существует российско-украинского конфликта. Есть внутриукраинский конфликт и есть кризис в отношениях между Украиной и Россией, который создало предыдущее украинское руководство. В том контексте, в котором вы упоминали российско-украинский конфликт, – его не существует. Если Вы будете это повторять, я Вам буду это постоянно напоминать. Во-вторых, закон, о котором мы говорим, был утвержден 15 мая, а не 25 апреля. 25 апреля этот закон был принят Верховной Радой.

Российская Федерация запросила проведение этого заседания в связи с подписанием 15 мая бывшим президентом Украины П.Порошенко закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который был принят Верховной Радой страны 25 апреля. Закон вступает в силу только в середине июля, причем отдельные его положения начнут применяться в течение нескольких лет. Однако это не отменяет его сути.

Поэтому считаем необходимым, чтобы Совет Безопасности уже сегодня, в упреждающем порядке, дал свою оценку этому документу, поскольку он, по нашему твердому убеждению, прямо нарушает дух и букву Комплекса мер по реализации Минских договоренностей, которые Совет Безопасности одобрил и поддержал своей Резолюцией 2202 от февраля 2015 года, а также заявлением Председателя от 6 июня 2018 года. Таким образом речь идет о нарушении решений Совета Безопасности.

Кому-то может показаться, что нарушение положений Минских договоренностей в части языка являются менее значительными на фоне ежедневных обстрелов вооруженными силами Украины мирных жителей Донбасса, нежелания Киева добиваться устойчивого прекращения огня, законодательно устанавливать особый статус для части территории Донецкой и Луганской областей, осуществлять обмен пленными и т.д. Однако важность данной проблемы выходит далеко за рамки принятого Украиной закона. Хотим напомнить, что «право на языковое самоопределение» прямым текстом закреплено в Комплексе мер не случайно. Если разобраться, то языковой вопрос по сути запустил в 2014 году центробежные тенденции на Украине. 

Как известно, одним из первых решений майданной власти стала отмена закона о статусе русского языка (его официально название «Об основах государственной языковой политики» – вступил в силу 10 августа 2012 года). Именно после этого решения в восточных регионах Украины молчаливое народное негодование в связи с событиями на Майдане стала трансформироваться в борьбу за сохранение национальной и культурной идентичности. То есть для Украины вопрос о языке является коренной причиной (root cause) внутреннего конфликта.

Мы убеждены, что Совет Безопасности должен послать новому украинскому руководству четкий сигнал о необходимости курса на единство и сплочение украинцев вместо их разделения – курса на инклюзивность. Ведь именно сплоченность общества является лучшей гарантией устойчивого политического урегулирования. Именно этот сигнал, как мы могли судить, сделал сегодня центральным в ходе своей инаугурации новоизбранный президент Украины В.Зеленский. Однако пока так считают далеко не все, и призывы к вытеснению русского языка на Украине со стороны националистов не утихают. 

Надеемся, что замгенсекретаря по политвопросам и миростроительству г-жа Розмари Дикарло и Верховный комиссар ОБСЕ Ламберто Заньер дадут честные и объективные оценки данной «лебединой песне» пана Порошенко и возможным последствиям от его действий и планов для урегулирования на востоке Украины. 

Мы знаем, что не все делегации за этим столом горят желанием проводить сегодняшнюю встречу. Хотим напомнить, что месяц назад, когда появилось предложение обсудить подписание Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Указа о паспортизации населения Донбасса, российская делегация не стала препятствовать такому обсуждению. И это при том, что этот вопрос является сугубо внутренним делом для нашей страны и не имеет никакого отношения к реализации сторонами своих обязательств по Минскому Комплексу мер, что красноречиво продемонстрировало прошедшее обсуждение. Мы убеждены, что каждый член Совета Безопасности имеет право вынести на рассмотрение Совета вопрос, который, по его мнению, может угрожать миру и безопасности. 

Отказ проводить сегодняшнее обсуждение стал бы не только грубым проявлением двойных стандартов, но и подорвал бы авторитет Совета Безопасности.