Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации на Украине
Г-н Председатель,
Россия настояла на проведении сегодняшнего заседания в формате открытого брифинга. Мы хотим, чтобы все услышали правду.
Гибель в результате теракта главы ДНР А.В. Захарченко 31 августа, подпись которого стоит под Минскими соглашениями, негативно отразилась на урегулировании. Очевидно, что это убийство было нацелено на дестабилизацию обстановки в регионе. Имеются веские основания предполагать, что к нему причастна украинская сторона. Это вполне укладывается в исповедуемую Киевом логику силового решения внутриукраинского кризиса.
Наши западные коллеги так и не дали оценку этому преступлению, а сегодня испугались дать слово представителям республик, а они могли бы информировать Совет о ходе расследования.
Намеченные на 11 ноября выборы глав республик и депутатов народных советов вызваны необходимостью восполнить вакуум власти после убийства Захарченко. Что касается легитимности выборов, то они не имеют никакого отношения к Минскому «Комплексу мер», в котором речь идет о муниципальных выборах. Людям просто надо жить и обеспечивать жизнедеятельность региона в условиях блокады Киевом региона и постоянных угроз применения силы со стороны украинского руководства.
Ситуация на Юго-Востоке Украины остается взрывоопасной. Киев не соблюдает договоренности о прекращении огня, продвинулся не менее, чем на 15 км вглубь «серой зоны», упорно уклоняется от выполнения своих политических обязательств, пытается маргинализировать механизмы Минской контактной группы и запустить «по второму кругу» обсуждение уже согласованных вопросов. Ему в этом потакают наши западные партнеры, заявляя, например, как Курт Волкер, что провозглашенным республикам Донбасса «нет места в Минских соглашениях» и что «они должны исчезнуть». А П.Порошенко заявляет, что «Минского формата не существует». Какой реакции от Донбасса вы ждете на такую риторику?
Сегодня мы свидетели очередного лицемерия. Тотальный и беспардонный саботаж Киевом Минских договоренностей на протяжении длительного времени, фактически с первого дня, полностью игнорируется. Вместо признания этого факта на обсуждение Совета Безопасности выносятся предстоящие в ноябре выборы, которые являются вынужденной мерой в условиях саботажа Киевом своих политических обязательств, когда люди на Донбассе, граждане Украины, между прочим, брошены украинской властью.
В конце мая с.г. мы обсуждали в СБ ситуацию на Украине. Мы тогда в этом зале подробно, попунктно изложили содержание Минских договоренностей, выполнять которые некоторые из вас не устают призывать Россию. Все пункты Комплекса мер относятся к Украине и ополченцам. Ни один к России. И ни один из этих пунктов Украина не выполняет. Вот уже два года Киев отказывается закрепить «формулу Штайнмайера», под которой подписался украинский Президент. Она уточняет порядок реализации Комплекса мер, в том числе и проведение выборов.
Зато мы постоянно слышим, что Киев якобы выполняет договоренности. Ссылаются на принятый Верховной Радой (парламент Украины) и недавно продленный закон об особом статусе Донбасса. Но читал ли кто-нибудь из вас этот закон дальше заголовка? Мы неоднократно обращались с призывом к ОБСЕ с просьбой провести сравнительный анализ минского «Комплекса мер» и данного закона, поскольку абсолютно очевидно, что он ему противоречит.
Вопреки «Минску» этот документ выработан без согласования с ДНР и ЛНР, предоставляет особый статус лишь временно. Его вступление в силу обуславливается выполнением других шагов, нарушающих не просто так установленную последовательность «Минска». На неопределенное время отложены поправки в Конституцию по децентрализации. Не вступил в силу закон об амнистии.
В том, что киевская власть не выполняет Минские договоренности, виноваты вы – ЕС и США. ЕС и США нам твердят, что антироссийские санкции будут сняты, когда будут выполнены Минские договоренности. А поскольку эти договоренности не выполняет нынешняя киевская власть, то такая позиция означает приглашение Украине продолжать саботировать Минские соглашения, поскольку расплачиваться за это будет Россия. Киев с удовольствием этим пользуется.
То же самое с выборами: Киев ничего не делает, чтобы выполнить политическую часть «Минска», включая положения о выборах, но протестует, когда люди в Донецке собираются заполнить созданный после убийства Захарченко властный вакуум.
Г-н Председатель,
У наших западных коллег есть такая черта: они предпочитают не слышать то, что их не устраивает или не нравится. Это касается и Комплекса мер по реализации Минских договоренностей. Еще раз настоятельно призываем вас – прочитайте этот документ. Это полезно для понимания.
Вы спонсировали, политически и финансово, так называемую «революцию достоинства». А точнее – государственный переворот. Вам не нравится это слышать.
Вы были гарантами подписанного Януковичем и оппозицией соглашения, которое оппозиция немедленно нарушила, захватив власть. Вам это тоже не нравится слушать. Вы предпочитаете твердить о российской агрессии, российском военном присутствии, которое не заметил заместитель главы миссии ОБСЕ Александр Хуг. Правда, его тут же дезавуировали, а эту часть интервью просто удалили.
Проблема в том, что вы выписали украинской власти индульгенцию. Вы закрываете глаза на все, что там происходит. Вы позволяете ей делать и говорить все, что заблагорассудится. Она, Киевская власть, так и делает. Посмотрите на внешнюю политику Украины. Точнее, ее отсутствие. Все, что говорят и делают рупоры киевской власти на международной арене, вся внешнеполитическая повестка сводится к одному – инвективам и филиппикам в адрес России и к антироссийским инициативам. Больше ничего! Сенатор Катон с его перманентным призывом разрушить Карфаген на этом фоне блекнет.
Но вы, в отличие от нас, лишены редкого удовольствия слышать без купюр и перевода внутриукраинский политический дискурс или, как они это велеречиво называют, диалог их «политикума».
Вот только одна цитата депутата Верховной Рады Олега Барны (Oleg Barna) на ведущем украинском телеканале: «Русские это не народ. Это население без истории. Это байстрюки. Татаро-монгольская смесь. Народ, который постоянно у всех что-то крал». Это дословная цитата. Я мог бы привести ворох подобных.
К чему это я? А к тому, что на Украине все знают русский язык. Примерно половина населения говорит на нем как на первом. На самом деле, это соотношение больше в пользу русского языка. Для вашего сведения: украинская власть, включая Президента Порошенко, говорит между собой и в быту по-русски и только на телевидении по-украински. Не говоря уже о том, что значительная часть населения Украины русские. Украина приняла дискриминационный языковой закон, фактически не оставив места в образовательном пространстве русскому языку. Как и венгерскому, кстати. Спросите у венгров – они вам скажут. Но масштабы ущерба для русского языка больше. Было заключение Венецианской комиссии о дискриминационном характере закона. Но киевская власть менять ничего не собирается, наступая на одни и те же грабли. Ведь именно вопрос о языке был одной из главных причин, по которой начался конфликт на Донбассе. Но дело не только в этом. Вы не хотите или не можете понять, что для населения Донбасса (и не только Донбасса, поверьте мне), жить в стране, где в мейнстриме такие политики как Барна (а они там в мейнстриме), вопрос не только политический или экономический, а экзистенциальный.
Жители Крыма с облегчением вздохнули, когда выбрали, добровольно, на референдуме, войти в состав России. Если бы они этого не сделали, там сейчас было бы хуже, чем на Донбассе.
Знаете, во время так называемой «революции достоинства» в Киеве появился такой хэштег: #онижедети (#themarechildren) в одно слово. Что означало: «Ну что с них взять? Побалуются и пройдет». У нас есть такая поговорка: «спички детям не игрушка». Сейчас эти «дети» ходят по Киеву с факельными шествиями и нацистскими лозунгами и в числе националистических добровольческих батальонов воюют на Донбассе. Вы тоже предпочитаете этого не замечать. Вы выпустили джина из бутылки. А теперь не то что не хотите, а просто не можете его обратно загнать.
У великого русского поэта Александра Пушкина есть такие строки:
«Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад».
Это про вас, господа.
Благодарю Вас, Г-н Председатель.