Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН “Угрозы международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ”

Г-н Председатель,

Прежде всего позвольте поблагодарить г-на Воронкова и г-жу Конинкс за подробный анализ ситуации в сфере борьбы с угрозами со стороны ИГИЛ. Отметили, что 11-й доклад Генерального секретаря дает всесторонний обзор ситуации «на земле», включая наблюдения относительного того, каким образом террористы адаптируются к обстоятельствам пандемии COVID-19. С удовлетворением констатируем, что этот документ должным образом отражает оценки этих тенденций, сделанные различными странами, в т.ч. Россией.

В настоящее время уровень глобальной террористической угрозы остается высоким несмотря на неудавшиеся попытки лидеров ИГИЛ установить «псевдохалифат» в Сирии и Ираке. Организационные модели и тактика ИГИЛ говорят о том, что группировка полностью трансформировалась в сетевую структуру с высокой автономностью филиалов и «спящих ячеек» в разных странах и регионах мира. Верхушка организации, располагая достаточными финансовыми ресурсами, восстанавливает механизмы координации и планирования терактов в пограничных районах Сирии и Ирака.

В то же самое время, террористы не отказываются от планов по возрождению «халифата» в Ираке. ИГИЛ продолжает наращивать боевой потенциал, стремится расширить географию и масштабы проведения терактов в этой стране.

Уже стало очевидным, что ИГИЛ стремится распространить свою активность и на африканский континент. При этом в поле зрения игиловцев не только страны Сахаро-Сахельской зоны, в которых уже действуют подразделения ИГИЛ, но и государства Центральной и Южной Африки.

Сложная ситуация складывается в Афганистане, где насчитывается около 4 тысяч бойцов ИГИЛ. Основные силы – порядка 2 тысяч террористов – сосредоточены в восточных провинциях Кунар и Нангархар. По разным оценкам, количество дислоцированных на севере страны боевиков может также достигать 2 тысяч человек. Сторонники «мирового халифата» регулярно осуществляют масштабные теракты в различных городах Афганистана, главным образом направленные против шиитского меньшинства.

В последнее время наблюдается повышение интереса лидеров международных тергруппировок к странам Южной и Юго-Восточной Азии, которые, на их взгляд, являются перспективными в плане привлечения новых сторонников в свои ряды.  

Распространение COVID-19 вызвало серьезные социо-экономические потрясения по всему миру и отвлекло внимание многих государств от контртеррористической повестки, что, в свою очередь, способствовало наращиванию международными террористическими группировками своего смертоносного потенциала. Террористы стремятся воспользоваться пандемией коронавируса, чтобы увеличить число своих сторонников, преимущественно за счет лиц, разочаровавшихся в действиях властей в условиях кризиса, а также чтобы осуществлять гибридные атаки, которые совмещают террористические нападения, биоугрозу и информационно-пропагандистское воздействие.

В последнее время также существенно возросла активность международных террористических организаций в сети Интернет, где они призывают сторонников к проведению акций в целях усиления панических настроений в обществе. Главари ИГИЛ ведут активную промывку мозгов своих последователей, внушая им, что необходима более активная деятельность.

Вместе с тем пандемия дезорганизовала переброску террористов между «горячими точками» и значительно затруднила поставку средств и вооружений в зоны конфликтов. Отдельные террористические ячейки испытывают нехватку денег и оружия. В частности, филиалы ИГИЛ в Северной Африке потеряли доходы от контрабанды и торговли людьми из-за закрытия границ между странами.

Однако, несмотря на указанные «трудности», международные и региональные тергруппировки оперативно адаптируются к условиям пандемии и наращивают число сторонников.

Не вызывает сомнений, что международному сотрудничеству по-прежнему есть куда расти. В частности – в сфере репатриации ИТБ и членов их семей в страны происхождения. К наиболее уязвимым в этой связи относятся ассоциированные с ИТБ женщины и дети, которые находятся в лагерях и местах содержания под стражей на Ближнем Востоке.  

Доклад Генсекретаря вновь проливает свет на недостаточный уровень репатриации и ужасающие условия, в которых эти люди вынуждены бороться за свою жизнь. К сожалению, некоторые наши коллеги, в том числе в Совете Безопасности, предпочли выйти из этой борьбы. Недопустимо ставить в приоритет правочеловеческие вопросы, при этом отказывая ни в чем не повинным детям в праве жить.

Россия твердо поддерживает оказание Советом Безопасности помощи странам, предпринимающим шаги по репатриации. Любая резолюция СБ ООН по борьбе с терроризмом в этот раз не может оставить без внимания эту проблему.  

Благодарю Вас.