Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по рассмотрению двадцатого доклада Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Г-н Председатель,

Благодарим Владимира Ивановича Воронкова и Наталью Мирчевну Герман за доклады о деятельности вверенных им ооновских структур по борьбе с ИГИЛ. Высоко ценим их усилия, продолжим оказывать им всестороннюю поддержку.

Очередной профильный доклад Генсекретаря констатирует, что угроза ИГИЛ не только не исчезла, но и продолжает нарастать. В прошлом месяце в Совете прошли открытые дебаты по борьбе с терроризмом в Африке. Практически все их участники выразили обеспокоенность активностью боевиков. Это подтверждает актуальность и глобальный охват угроз.

Мы твердо убеждены в том, что победу в борьбе с терроризмом можно одержать только сообща. На словах с этим тезисом согласны все, однако на практике объединение усилий становится нетривиальной задачей. Проблема в нежелании и неготовности отдельных государств отказаться от политики двойных стандартов, использования террористов для достижения геополитических целей, включая свержение неугодных правительств, создание и поддержание в тлеющем состоянии очагов региональной нестабильности.

Целый ряд западных стран не рассматривают терроризм как абсолютное зло и не придерживаются «политики нулевой терпимости» по отношению к нему. Для них это инструмент проведения неоколониальной политики, давления на суверенные государства и обеспечения собственного доминирования. Поэтому они без особых угрызений совести поддерживают, финансируют и вооружают террористов. Это, ведь, очень удобно – собственными руками взрастить террористическую гидру, чтобы под предлогом борьбы с ней осуществлять военную агрессию против иностранного государства и долгосрочную оккупацию его территории.

Африканские государства, оказавшиеся на передовой борьбы с терроризмом, сегодня прямо говорят о роли западных стран в возникновении этой проблемы. Это и целенаправленное вредительство, и многолетние якобы контртеррористические операции, которые на поверку оказываются лишь имитацией для оправдания продолжения иностранного военного присутствия, которому там давно не рады.

В этой связи обратили внимание на возмутительный и ничем не подкрепленный вывод, содержащийся в рассматриваемом сегодня докладе Генсекретаря ООН. Якобы в числе причин расширения на восток деятельности филиала ИГИЛ в Большом Сахеле – контртеррористические операции государств в приграничных районах между Буркина-Фасо, Мали и Нигером. Как можно в принципе ставить государствам в вину усилия по борьбе с терроризмом и попытки защитить от боевиков свое население? Подобные выводы ставят вопрос о компетентности сотрудников Секретариата, готовивших доклад. Вместо подобных умозаключений им стоило бы изучить факты помощи террористам в Сахеле со стороны некоторых западных стран и Киева, которые фактически покрывали деятельность террористов и препятствовали их ликвидации. Украина же поставляет террористам дроны и оружие, ее власти прямо признались в том, что помогали связанным с «Аль-Каидой» боевикам, нападавшим на правительственные силы Мали.

Украина раньше использовалась в качестве перевалочной базы для иностранных террористов-боевиков, а сейчас превратилась в логистический узел, откуда западное оружие, поставляемое киевскому режиму, расползается по всему миру. Оно попадает в руки как криминала, так и террористов. Украинские власти бравируют совершением терактов и своими связями с международными террористическими сетями.

Г-н Председатель,

Терроризм имеет свои коренные причины. Это и вооруженные конфликты, и бедность, и слабость государственных институтов, и отсутствие контроля за природными ресурсами. Нельзя забывать, что многие из этих проблем являются частью тяжелого колониального наследия. Однако есть и «спусковой крючок», который замалчивается. Это вторжение НАТО в Ливию и вторжение в Ирак, породившее ИГИЛ.

Считаем важным также обсудить тот факт, что взращивание боевиков и формирование экстремистской идеологии зачастую осуществляется внерегиональными силами. Они умело играют на социально-экономических проблемах, занимаются извращенной интерпретацией культурных и религиозных устоев, традиций и ценностей, эксплуатируют идеи ложного превосходства или, наоборот, «исторических обид». В этом плане у террористического интернационала, включая «Аль-Каиду» и ИГИЛ, и радикальных националистов на Украине много общего. Последние под руководством западных кураторов превратились в откровенных террористов, отметившихся, как «батальон Азов» и другие неонацистские подразделения «киевского режима», системными преступлениями в отношении мирного населения, террористическими актами на территории России и других стран.

На этом фоне у нас не вызывают никакого удивления недавние разоблачения по поводу деятельности агентства USAID. Мы давно говорили о том, что оно финансирует радикалов по всему миру. Просто раньше это списывали на «российскую пропаганду», а в итоге все оказалось правдой.

Г-н Председатель,

Проблема попадания оружия в руки террористов в докладе Генсекретаря не получила должного внимания. А ведь неоднократно в ходе операций по уничтожению ИГИЛ на складах боевиков обнаруживалось масса оружия западного производства, а также изготовленного на восточноевропейских заводах. Даже в западных СМИ проскакивали публикации на тему поставок оружия в регион Ближнего Востока.

Не можем обойти стороной ситуацию в Афганистане. Рост активности «ИГИЛ-Хорасан» не случаен. Натовские военные, в спешке покидавшие Афганистан, бросили там огромные запасы оружия и техники. Это досталось, в том числе, игиловцам.

Г-н Председатель,

Подчеркиваем важность мер по возвращению иностранных террористов-боевиков из зон вооруженных конфликтов, в частности – Сирии и Ирака. Как следует из доклада Генсекретаря, существование таких лагерей как «Аль-Хоуль» и «Рож» на северо-востоке Сирии, где находятся десятки тысяч людей, включая женщин и детей, сопряжено с насилием и нарушением прав человека. Эти лагеря являются рассадниками радикализации и используются террористами для вербовки новых рекрутов. Ряд государств со ссылкой на политические и правовые проблемы продолжает отказываться от репатриации своих граждан. Это и есть реальная первопричина нарушений прав человека, упомянутых в докладе. Призываем все государства активизировать усилия по возвращению собственных граждан включая как самих боевиков, так и членов их семей. При этом первостепенной задачей после репатриации остается привлечение таких граждан к ответственности за совершенные преступления.

Россия привержена задаче возвращения своих граждан. Мы вернули более 500 человек, включая женщин и детей, из Сирии и Ирака. Уделяем особое внимание их реабилитации и реинтеграции.

Г-н Председатель,

Возвращаясь к вопросу о двойных стандартах в борьбе с терроризмом, подчеркнем, что подобный подход подрывает международный мир и безопасность. Мы требуем от западных стран прозрачности и отказа от избирательности в вопросах борьбы с терроризмом. Минуло практически четверть века с событий 11 сентября. Тогда международное сообщество оперативно сплотилось и смогло создать всеобъемлющую контртеррористическую архитектуру. Важно не похоронить тот фундамент, который был с таким трудом выстроен общими усилиями.

Благодарю за внимание.

Видео выступления