Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на совместном брифинге Председателей антитеррористических комитетов СБ ООН

Г-н Председатель,

Придаем большое значение регулярным встречам председателей трех комитетов СБ, обладающих компетенцией в вопросах борьбы с терроризмом. Разделяем прозвучавшие в Вашем выступлении положительные оценки сотрудничества этих вспомогательных органов, в том числе в части информобмена, подготовки аналитических документов, организации совместных заседаний и мониторинговых миссий.

Перед профильными структурами Совета стоит непростая задача адаптации к стремительно меняющимся условиям на антитеррористическом фронте. Эксперты вспомогательных органов сходятся в том, что ИГИЛ, «Аль-Каида» и связанные с ними организации сегодня делают ставку на расширение своего присутствия в ранее благополучных в плане безопасности государствах. При этом с точностью определить место следующей вспышки террора крайне сложно.

В этих условиях Контртеррористический комитет (КТК) должен бросить все усилия на контроль выполнения профильных резолюций СБ во всех ключевых регионах. Призываем государства, включенные в текущий список оценочных визитов Комитета, конструктивно подойти к согласованию таких поездок с руководством КТК и его Исполдиректората (КТИД). 

Отмечаем усилия КТИД по анализу новых тенденций в сфере антитеррора. Считаем необходимым продолжать изучение проблемы взаимодействия терорганизаций с международным криминалом. Задействуя потенциал преступных группировок, террористы значительно расширяют возможности подрывной деятельности в транснациональном масштабе. В этой связи считаем особенно востребованными усилия перуанского председательства по разработке данной темы в Комитете.

Традиционно акцентируем в КТК необходимость уделять пристальное внимание современным цифровым технологиям, прежде всего проблеме их незаконного использования террористами для радикализации и вербовки новых сторонников. В основе этой работы должны оставаться резолюции СБ 1624 и 2354.

Призываем все государства досконально изучить новые требования СБ, содержащиеся в резолюции 2462 по борьбе с разноплановой поддержкой террористов. В частности, Совет, действуя в соответствии с Главой VII Устава ООН, предписал всем государствам криминализовать полный спектр преступных деяний, связанных с незаконным оборотом легкого и стрелкового оружия. Проверка национального законодательства и правоприменительной практики в этой сфере отныне входит в компетенцию КТК.

На этом фоне хотелось бы в очередной раз предостеречь коллег по Комитету и экспертов его Исполнительного директората от чрезмерного увлечения второстепенными элементами мандата КТК. Попытки наполнить его повестку правозащитными вопросами, подменить задачи антитеррора пресловутой концепцией предупреждения насильственного экстремизма отвлекают государства от выполнения первостепенных обязательств в этой сфере. 

А теперь о хорошем. Пользуясь случаем, хотели бы также отдельно поблагодарить Исполдиректора КТИД М.Конинкс за ее вклад в укрепление сотрудничества Комитета с профильными организациями. Приветствуем подписание Меморандума о взаимопонимании между КТИД и Региональной антитеррористической структурой ШОС. Готовы при необходимости оказывать содействие в его реализации.

Г-н Председатель,

Принципиально важной считаем задачу эффективной имплементации резолюций СБ по антитеррористическому санкционному режиму в отношении ИГИЛ и «Аль-Каиды». Отмечаем работу Комитета СБ 1267/1989/2253, зарекомендовавшего себя в качестве одного из самых эффективных механизмов Совета на контртеррористическом направлении. 

С учетом нарастающего присутствия ИГИЛ в Афганистане с перспективой дальнейшей экспансии боевиков в государства Центральной Азии приоритетной задачей является распространение антитеррористического санкционного режима СБ ООН на лица и организации, связанные с афганским «крылом» ИГИЛ. Именно эти формирования, несмотря на имевшие место определенные потери на Севере, по-прежнему остаются одним из ключевых факторов дестабилизации обстановки в стране. 

Активность ИГИЛ в ИРА подпитывается в том числе и иностранными террористами-боевиками (ИТБ), получившими боевой опыт в Сирии и Ираке. Высокий количественный уровень тератак с использованием смертников указывает на то, что у группировки есть людские ресурсы. В этой связи подчеркиваем необходимость продолжать концентрироваться на проблеме ИТБ, в том числе в контексте пополнения антитеррористических санкционных списков.

Поддерживаем эффективную работу Мониторинговой группы, доклады которой являются важным подспорьем в работе Комитета. Призываем государства-члены к тесному взаимодействию с экспертами. При этом рассчитываем, что доклады Мониторинговой группы будут носить максимально объективный характер и опираться только на проверенные источники информации.

Немаловажным фактором в работе считаем страновые визиты МГ. При этом рассчитываем, что в фокусе будут поездки в страны, вплотную сталкивающиеся с террористическими проявлениями. 

Г-н Председатель,

Резолюция СБ ООН 1540 – ключевой универсальный юридически обязывающий документ в области нераспространения ОМУ, предписывающий всем странам принимать эффективные меры с целью недопущения попадания ОМУ и любых связанных с ним материалов, а также средств его доставки в руки негосударственных субъектов. Борьба с распространением ОМУ – один из военно-политических приоритетов России. Как и по любым другим острым вопросам, здесь требуются совместные скоординированные усилия всех без исключения государств. 

Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях скорейшего продвижения нераспространенческой повестки дня, тем более что проблемы в этой сфере продолжают обостряться, к сожалению.

В целом удовлетворены ходом выполнения резолюции и признанием ее важности со стороны международного сообщества. Высоко оцениваем усилия Комитета СБ ООН 1540 под председательством Индонезии и группы экспертов этого вспомогательного органа. Отмечаем организацию курсов для национальных контактных пунктов, проведение страновых визитов в целях выработки добровольных национальных планов действий, оказание содействия странам, которые в этом нуждаются, поддержание контактов с профильными международными, региональными и субрегиональными организациями и т.д. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать базовую установку – добиться выполнения резолюции всеми странами и в полном объеме.

В свете сохраняющейся активности в ближневосточном регионе ИГИЛ и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют, значимость коллективной работы по предотвращению ужасающего феномена химического терроризма только повышается. Причем действовать следует оперативно, особенно с учетом того, что по мере урегулирования ситуации в Сирии террористы, в том числе получившие практический опыт в области химвооружений, будут пытаться скрыться в третьих странах. В этой связи напоминаем об инициативе Российской Федерации разработать и принять конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Благодарю за внимание.