Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г.В.Кузьмина на пленарном заседании ГА по проекту резолюции «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях»

Г-н Председатель,

Россия внесла в Генеральную Ассамблею проект резолюции (L.87) «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». Этот проект является результатом договоренностей, достигнутых в ходе завершившейся организационной сессии Спецкомитета.

Проект был подготовлен избранным Председателем Комитета,  доработан делегациями, предложившими проекты итоговых документов оргсессии - Россией и США. Эти делегации работали не только от своего имени, они действовали от групп стран. В результате к завершению Спецкомитета была представлена резолюция, которая пользовалась поддержкой подавляющего большинства делегаций. Именно этот текст вы сейчас и видите в качестве  L.87.

Подготовке проекта предшествовала многомесячная работа в Вене, где все вопросы организации работы Спекомитета подробно обсуждались, и различные предложения выкладывались на стол.

Таким образом, представленная нами резолюция – ни что иное как продукт оргсессии Спецкомитета, тонкий, выверенный компромисс.

Рассчитываем в этой связи, что США, которые приняли активное участие в поисках баланса, а также страны-члены ЕС, заявившие на оргсессии о готовности принять достигнутые договоренности, поддержат этот самый компромиссный проект резолюции.

Проект предусматривает, что Спецкомитет проведет свои сессии как в Вене, так и в Нью-Йорке. Большая часть встреч состоится в Вене, при этом в Нью-Йорке пройдет решающая - завершающая встреча Комитета, на которой, как предполагается, будет одобрен текст Конвенции. Резолюция также предусматривает необходимость финансирования участия в работе Спецкомитета тех делегаций, которые не представлены в Вене, а также всех делегаций развивающихся стран.

В проекте закреплена необходимость стремления к консенсусу, что действительно важно для разработки юридически обязывающего документа. При этом подчеркивается, что Комитет будет руководствоваться Правилами процедуры Генассамблеи. Это означает, что ни одна делегация или небольшая группа государств не сможет заблокировать процесс, а выработка универсальной, действительно нужной международному сообществу конвенции будет демократичным и инклюзивным процессом.

В резолюции содержатся положения об участии наблюдателей в соответствии с установленными  в Генассамблее процедурами.

После окончания оргсессии Спецкомитета его Председатель провела дополнительные двусторонние консультации. По итогам она сделала вывод, что внесенный в Генассамблею текст на основе российско-американских договоренностей является наилучшим возможным компромиссом. Соответствующее письмо от 24 мая было распространено среди делегаций.

Мы призываем всех поддержать резолюцию, и тем самым обеспечить скорейший запуск работы Спецкомитета по важнейшей теме борьбы с преступностью в сфере информационно-коммуникационных технологий. Данным пакетным решением мы подтвердим, что мировое сообщество едино в своей цели разработать эффективный инструмент в этой сфере.

Хотели бы еще раз подчеркнуть, что Россия не стала вносить текст, который являлся ее изначальным предложением. Мы пошли на серьезное изменение своей позиции с тем, чтобы обеспечить широкую поддержку работы Спецкомитета, чтобы подготовка конвенции не начиналась с игры в победивших и проигравших. Наш проект – это обеспечение конструктивного начала работы Спецкомитета.

Как показали месяцы обсуждений в Вене и Нью-Йорке, дальнейшая работа над текстом не приблизит нас к консенсусу, а будет все дальше уводить от достигнутого компромисса.

Ряд делегаций представили поправки к проекту. Мы призываем эти делегации отозвать поправки и принять документ консенсусом, чтобы перейти к субстантивной работе над текстом конвенции.

 

Заявление до голосования по поправкам: 

Мы со своей стороны призываем делегации проголосовать против поправок L.90 и L.92, представленных Бразилией и Великобританией. Я объясню, почему. 

Эти поправки не носят конструктивного характера и нацелены фактически на подрыв процесса выработки конвенции.

1. В поправке Бразилии закладывается необходимость принятия решений в Спецкомитете большинством в 2/3 голосов. Это означает, что небольшая группа государств, например, та группа государств, которая только что выступала, получит возможность фактически заблокировать работу Спецкомитета.

Кроме того, в процедуру принятия решений, согласно бразильской подправке, вводится особая роль Бюро Спецкомитета, что не имеет прецедентов вообще, включая процедуру BBNJ, на которую ссылался уважаемый представитель Бразилии. 

Между тем, текст проекта резолюции, представленный Российской Федерацией,  просто предусматривает применимость правил Процедуры Генассамблеи. Что это значит? Это означает,  что решения могут быть приняты как консенсусом, как простым большинством, так и 2/3 в зависимости от конкретного вопроса. Мы все хорошо осведомлены, как работают правила Процедуры Генассамблеи.

Более того, в нашем компромиссном проекте резолюции специально подчеркивается необходимость принятия всех мер для нахождения консенсуса.

И ещё я хотел бы заметить, что представленные в бразильской поправке элементы изначально продвигались делегациями, которые не поддерживали идею создания Спецкомитета и голосовали против его создания. В этой связи позвольте предположить, что представленная поправка не имеет в виду улучшить модальности его работы, а лишь затруднит выработку Конвенции.

2. Что касается поправки Великобритании. В представленном нами проекте резолюции содержится консенсусная формулировка по участию НПО. То есть та формулировка, которая в последний раз принималась ГА консенсусом. Поправка Великобритании предполагает новую процедуру, то есть фактически голосование для решения вопроса об участии НПО. Поэтому я возвращаю британскому коллеге упрёк в мой адрес. Вызывает удивление, что делегация, которая изначально настаивала на важности принятия решений по Спецкомитету консенсусом, в данном случае фактически предлагает процедуру голосования для участия наблюдателей в Спецкомитете.

3. Что касается поправки КАРИКОМ. Отмечаем, что эта поправка во многом совпадает с первоначальным проектом резолюции, который Россия распространила в Спецкомитете. Поэтому эта поправка заслуживает всеобщей поддержки.

Благодарю Вас.