Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по сирийскому химдосье

Г-жа Председатель,

Хотел бы прежде всего поздравить Вас началом председательства в Совете. Вы и ваша команда можете рассчитывать на нашу поддержку. Хочу также поприветствовать на первом брифинге Совета Безопасности в этом году коллег из Албании, Бразилии, Габона, Ганы и ОАЭ. Надеемся на конструктивное и плодотворное взаимодействие.

Нашим новичкам сегодня очень повезло: в первый же день они имеют возможность «с головой» погрузиться в одно из самых противоречивых и политизированных досье на повестке дня СБ – Сирийскую химию. Оно по-своему уникально, ведь ни один другой сюжет настолько не оторван от реальности и не напоминает сказку какого-то писателя-фантаста, как этот. С вашего позволения я кратко объясню вам, почему это именно так.

Самое парадоксальное состоит в том, что сирийское «химдосье» уже давно не имеет никакого отношения к вопросам нераспространения ОМУ. Его нераспространенческие аспекты закрыты. Присоединившись к КЗХО, Дамаск добросовестно выполнил все взятые на себя в этой связи обязательства, о чем Генсекретарь доложил СБ ООН в июне 2014 г. Факт окончательной ликвидации военно-химического потенциала Сирии был подтвержден в 2016 году Исполсоветом и КГУ ОЗХО. Реальных, научно обоснованных доказательств обратного за все эти годы Совету представлено не было. Считать таковыми постановочные, как уже было неоднократно доказано, видеоролики различных ангажированных и созданных для противодействия сирийскому правительству НПО, типа пресловутых «Белых касок», на которых люди без средств химзащиты работают с отравляющими веществами, а у пострадавших якобы от воздействия химоружия проявляются совсем другие симптомы, серьезным экспертам просто не позволяет совесть.

Казалось бы, здесь свое веское слово должен сказать Гендиректор ОЗХО г-н Ариас и возглавляемый им Техсекретариат. Однако на них, к сожалению, надежды все меньше. Они «по уши» погрязли в скандале вокруг доклада МУФС по инциденту в г.Дума в апреле 2018 г., итоговая версия которого была радикально отредактирована в антисирийскую сторону по сравнению с первоначальной под давлением некоторых делегаций. То есть был совершен подлог. Это подтверждено и продолжает подтверждаться различными источниками, в т.ч. бывшими инспекторами самой ОЗХО, принимавшими непосредственное участие в расследовании этого сюжета. Попытки же этих инспекторов добиться от руководства ОЗХО расследования произошедшего привели лишь к тому, что они подверглись преследованию за свои «поиски правды». Какие-либо меры для выправления или хотя бы обсуждения ситуации, в том числе с привлечением Научно-консультативного совета ОЗХО, руководство ТС принимать отказывается.

К сожалению, вместо того, чтобы признать очевидные ошибки и исправить их, Гендиректор предпочитает уже который год открыто нарушать положения КЗХО, целостность которой он должен защищать. Скажу больше: Гендиректор ОЗХО по сути бравирует фактом использования нарушающей положения КЗХО ущербной методологии, опирающейся на информацию из ангажированных источников, да еще и собранную удаленно.

В итоге дело лишь усугубляется, появляются новые крайне сомнительные «инновации». Наглядный пример этого мы видим в представленном сегодня докладе. Гендиректор указывает, что МУФС в ноябре-декабре прошлого года «собирала информацию и проводила интервью» по поводу инцидентов в ряде населенных пунктов на территории САР в 2017 г. Здравый смысл подсказывает, что такие «расследования» задним числом по определению не могут быть корректными – какую «цепочку событий» можно восстановить через четыре года после того, как они произошли, особенно с учетом динамики военной обстановки в Сирии? Каких «очевидцев» можно найти? Какие детали они могут вспомнить? Это особенно прискорбно, если вспомнить, каких сил нам с сирийцами стоило затащить всячески упиравшихся инспекторов МУФС на место предполагаемого инцидента в г.Дума в 2018 г..

Нашим же западным коллегам расследование тогда вообще было не нужно: они не просто сразу же возложили вину на правительство Асада (и это несмотря на то, что мы накануне предполагаемого инцидента предупреждали о готовящейся сирийскими боевиками провокации), но и без санкции Совбеза нанесли ракетный удар по сирийским правительственным объектам, якобы связанным с производством химоружия. С учётом того, что мы досконально знаем о произошедших махинациях с содержанием доклада, о которых я уже говорил, кроме как тщательно спланированной политической провокацией все происходящее назвать нельзя.

Кстати сказать, если я правильно уловил, только что моя американская коллега сказала, что собранные МУФС в ноябре 2021 г. факты свидетельствуют о преступлениях сирийского режима. А откуда у вас такие данные? Ведь доклады еще не распространялись. Если только вы их сами не писали, конечно.

С тем, чтобы картина была полной, в неё надо добавить деятельность нелегитимной Группы по расследованию и идентификации, работающей удаленно и штампующей абсурдные и неубедительные антисирийские доклады, основанные на видеороликах и данных антисирийских структур. Заслуживает упоминания в этом ряду также и кампания, развернутая нашими западными коллегами в отношении первоначального объявления Сирии. В результате Сирия под надуманным предлогом и с грубым нарушением КЗХО была лишена ряда прав и привилегий в ОЗХО.

Тем не менее, сирийское руководство, проявляя немалую выдержку, даже после этого не отказывается от диалога с Организацией. Но в реальности это сотрудничество стопорится самим Техсекретариатом, вопреки его попыткам переложить вину на Дамаск, прежде всего, в контексте работы Миссии по оценке первоначального объявления (МООС).

Сирия неоднократно заявляла о готовности в любой момент принять МООС на своей территории, чтобы провести с ней 25-й раунд консультаций. Однако, как мы опять сегодня слышали, он в очередной раз отложен именно решением руководства Техсекретариата ОЗХО под надуманным, явно политизированным предлогом, чтобы якобы из-за невыдачи визы одному из сотрудников вся миссия не может выполнять свои функции. Предлог Техсекретариата для неприезда в прошлый раз был не менее абсурдным – якобы летом в Сирии стоит слишком жаркая погода.

Принципиально важно понимать, что диалог с МООС – это часть добровольных двусторонних обязательств, которые взяла на себя Сирия. Подчеркну – добровольных. Сама природа мандата МООС не предполагает никакой деятельности по «расследованию», её задача лишь содействовать сирийской стороне в подготовке ее первоначального объявления. Проводить интрузивные ретроспективные «расследования» ее никто не уполномочивал.

Более того, насколько нам известно, продолжается проработка встречи Министра иностранных дел и соотечественников САР Ф.Микдада с Гендиректором ОЗХО Ф.Ариасом. Причем его зовут посетить Дамаск, исходя из того, что ему было бы чрезвычайно важно самому составить впечатление о ситуации «на земле». Стали бы настаивать на этом сирийские власти, если бы не хотели иметь дел с ОЗХО или если бы им было что скрывать? И почему отказывается от посещения Сирии сам г-н Ариас?

Вообще, честно признаться, число вопросов к г-ну Ариасу растет, как снежный ком. Его последнее появление в Совете оставило у нас неприятный осадок. В дополнение к попыткам любой ценой «покрыть» нестыковки упомянутого доклада по Думе и оправдать удаленные методы сбора доказательств возглавляемым им Техсекретариатом, он еще и, глядя нам в глаза, попытался исказить суть направленной Постпредством России при ОЗХО ноты в связи с данным докладом. И тем не менее считаем необходимым продолжать требовать от него внятных и логичных объяснений сложившейся ситуации, грозящей окончательно развалить ОЗХО. Мы настаиваем лишь на том, чтобы г-н Ариас тщательного выполнял КЗХО. И намерены в ближайшее время вновь сделать это в СБ ООН, пригласив Гендиректора на одно из наших заседаний.

Г-жа Председатель,

Есть и еще один важный для понимания динамики сирийского «химдосье» момент. Педалируя якобы имеющие место «нарушения» со стороны сирийских властей, Секретариат ООН и Техсекретариат ОЗХО, по сути, «спускают на тормозах» сюжеты с использованием химоружия террористами на территории САР и соседних с ней государств. Хочу обратить внимание на ноябрьский доклад ЮНИТАД. В нем, в частности, приводится масса свидетельств применения ИГИЛ химоружия на территории Ирака в 2014 и 2016 году. В частности, свидетельства того, что ИГИЛ использовала лаборатории университета в Мосуле для военно-химических НИОКР. Эти факты подпадают под охват ОР18 и ОР19 резолюции СБ ООН 2118, и в соответствии с ее ОР12 эта информация должна доводиться до государств-членов. Тем не менее, никакой информации на этот счет нам ни сегодня, ни ранее представлено не было. А ведь это крайне важные сведения, которые говорят о том, что химоружие, вполне возможно, расползается по региону среди террористов и может быть использовано ими в любой момент для организации химпровокаций!

В порядке резюме. Так называемое сирийское химдосье за последнее время окончательно лишилось даже видимости беспристрастного и объективного выяснения фактов, которые могли бы подкрепить утверждения о применении химоружия в этой стране. Теперь это не более чем еще один рычаг антисирийской критики для наших западных коллег, готовых на все, чтобы доказать недоказуемое, даже если для этого надо пренебречь законами физики, химии и элементарной логики.

Вот, коллеги, в каком контексте вам придется работать над этой темой в ближайшее время. Ну и, разумеется, готовьтесь к яростным обвинениям России в подрыве авторитета ОЗХО – без этого никуда. Хочется верить, что контекст этот, который уже изрядно всем надоел, изменится в объективную и фактологическую сторону хотя бы к концу вашей вахты в СБ. И если вы этому поспособствуете вместе с нами и другими здравомыслящими делегациями, простые сирийцы и их соседи будут вам только благодарны.

Благодарю Вас.