Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции стран-членов СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генерального секретаря М. Лоукока. Внимательно выслушали филиппику в исполнении г-жи С. Сиркин.

Г-н Председатель,

Сегодня мы снова обсуждаем гуманитарную ситуацию в Сирии. И еще раз мы слышим от некоторых из вас, что трансграничный механизм - это «волшебное решение» гуманитарных проблем в Сирии. Механизм, который фактически стал политическим инструментом для закрепления разделительных линий внутри Сирии. Однако вы забываете упомянуть не только то, что он несовместим с нормами международного права и гуманитарными принципами, но и что он никогда не действовал в соответствии с резолюцией СБ 2165. Мы неоднократно указывали на это, но наша информация просто игнорировалось. Что еще более тревожно, так это то, что трансграничный механизм используется в качестве рычага против гуманитарных доставок через линии соприкосновения внутри Сирии, а также как предлог и оправдание того, что не следует серьезно заниматься гуманитарными поставками изнутри Сирии. Это, на наш взгляд, граничит с саботажем. И это не просто лозунг. У нас есть конкретные факты, которые мы можем представить.

Мы приветствуем совместную миссию ООН и Сирийского арабского красного полумесяца по оценке на запад Алеппо. Мы хотели бы услышать больше о ситуации «на земле» в этом районе и о том, что осталось после того, как террористы были вытеснены оттуда. Каковы планы УКГВ по оказанию помощи в развитии этих районов? Мы также хотели бы услышать о доставке партии гумпомощи через линии соприкосновения в Дарет-Изза и Атареб на северо-западе Сирии, которая была одобрена Дамаском, но не была осуществлена ​​ООН под предлогом опасности занесения коронавируса из контролируемых правительством районов в Идлиб. В Сирии зарегистрировано только 255 случаев. Может быть, согласно этой логике, мы должны были прекратить гуманитарные поставки в Идлиб с территорий, пораженных коронавирусом, откуда они прибывают?

Отметили оценку, которую М.Лоукок дал общей ситуации на северо-востоке Сирии, в том числе в лагере «Аль-Хоуль».

Также было бы интересно услышать о ситуации в лагере «Рукбан» и узнать больше о пяти коммерческих грузовиках, которые доставляли товары на местный рынок.

Мы надеялись услышать от М.Лоукока оценку влияния «Акта Цезаря» администрации США на гуманитарную обстановку в Сирии и на жизнь простых сирийцев. Трудно понять, как эти меры соотносятся с провозглашенной целью обеспечения наилучших вариантов доставки гуманитарной помощи? Не пытайтесь убедить нас в том, что односторонние санкции и принудительные меры, применяемые западными странами против Сирии, не влияют на гуманитарные усилия. Эти заверения лицемерны. Ваши изъятия из санкций не работают. С одной стороны, вы защищаете гуманитарную помощь, в первую очередь через трансграничный механизм, а с другой – душите простых сирийцев.

Не могу не выразить сожаление в связи с тем, что последний доклад Генерального секретаря по гуманитарным вопросам содержит призыв к сотрудничеству с т.н. «Независимым механизмом по расследованию в Сирии» - неправомерной структурой, специально созданной для обвинения Сирии. М. Лоукок также упоминал, что он приветствует перемещения сирийских студентов внутри страны с целью получения дипломов. Однако он забыл сказать, что 2000 студентов не смогли покинуть Идлиб. Сделать это им не дали террористы.

Также хотелось бы затронуть тему Брюссельской донорской конференции. Мы видели финансовый отчет Еврокомиссии. Цифры выглядят весьма впечатляюще, однако им не хватает прозрачности в том, что касается получателей помощи. Кто эти получатели в Сирии? Кому из сирийцев была предоставлена такая помощь? Вновь подчеркиваем, что проводить конференции по Сирии без участия Сирии – в лучшем случае весьма спорная инициатива.

Г-н Председатель,  

Многие из вас говорили о механизме деконфликтинга УКГВ в Сирии. В этой связи мы хотели бы подчеркнуть, что этот механизм был добровольным. У него нет ни мандата Совета Безопасности, ни каких-либо иных правовых основ.

Мы неоднократно указывали на недостатки механизма, однако это также было проигнорировано. Одним из основных недостатков является то, что информация, предоставляемая УКГВ, поступает из неизвестных и неопознанных источников. Они не могут быть проверены. В то же время наши собственные расследования неоднократно доказывали, что некоторые из «деконфликтованных» объектов фактически использовались в качестве штаб-квартир или укрытий террористов и поэтому не могли получить гуманитарный статус. В сентябре прошлого года мы организовали специальное мероприятие для СМИ в штаб-квартире ООН, где наглядно продемонстрировали недостатки этого механизма.

Предоставляемая информация по деконфликтингу использовалась террористами и их сторонниками для преднамеренного введения в заблуждение ООН и международного сообщества. Это неоднократно вызывало ложные обвинения в том, что гражданские объекты бомбили Сирия или Россия. Функционирование механизма было одним из предлогов для создания Комиссии ООН по расследованию на северо-западе САР. Выводы самой Комиссии доказали недостатки механизма. Министерство обороны России было вынуждено использовать свои ресурсы для перепроверки выводов Комиссии и предоставления собственных выводов. Итогами мы с вами поделимся.  

Также трудно понять, почему Правительство Сирии не было прямым участником механизма. Российские представители в Дамаске, Женеве и Нью-Йорке больше не будут принимать списки «деконфликтованных» объектов. Мы предлагаем, чтобы отныне УКГВ решало эти вопросы с сирийским правительством. Это будет правильно.

Россия соблюдает и будет соблюдать свои обязательства по международному гуманитарному праву. Мы неоднократно подчеркивали, что Военно-космические силы России используют эффективную систему проверки целей, которая исключает возможность ударов по гражданским объектам. Я говорю это, чтобы успокоить тех, кто боится, что гуманитарные поставки в Сирии теперь станут целями - это неправда. Россия никогда не наносила удары по гражданским колоннам. Наша тесная координация с сирийским правительством, которое согласовывает все поставки помощи, дает дополнительные гарантии.

У меня риторический вопрос. Я не помню каких-либо жалоб со стороны агентств ООН на недостатки механизма деконфликтинга в Ракке, Багузе и Хаджине. Однако сегодня мы слышим о страшной ситуации в системе здравоохранения на северо-востоке Сирии. А знаете, почему? Потому что Ракка, например, была разрушена до основания со всеми больницами. Сколько комиссий по расследованию было создано в ООН?

Мы также хотели бы услышать от УКГВ обновленную информацию об осуществлении «Декларации о приверженности соблюдению МГП и гуманитарной помощи», подписанной некоторыми вооруженными оппозиционными группами под эгидой УКГВ. Как эти вооруженные группы уважают это и что это за группы? И как ООН контролирует выполнение своих обязательств?

Г-н Председатель,

В заключение позвольте мне повторить, что мы должны деполитизировать сирийское гуманитарное досье, а также сирийский вопрос в целом и обеспечить доставку гуманитарной помощи в Сирию в соответствии с гуманитарными принципами.

Благодарю Вас.