Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим Г.Педерсена за брифинг. Выслушали Нуру Гази. Думаю, будет справедливо, если в следующий раз, когда мы будем обсуждать политическую ситуацию в Сирии, мы пригласим выступить в качестве брифера представителя гражданского общества, находящегося в самой Сирии, чтобы услышать историю об их страданиях, о том, как они живут под игом террористов, иностранной оккупацией, бомбардировками. Война – крайне жестокая вещь. Девять лет войны принесли поистине ужасные страдания всем сирийцам как внутри страны, так и за ее пределами.

Как нас информировал Спецпосланник, он продолжает контакты с сирийскими сторонам в интересах проведения третьего заседания Конституционного комитета в Женеве, как только позволят ограничения, вызванные мировой пандемией. Уже есть наметки по датам и, что самое главное, сирийцы демонстрируют готовность к диалогу на основе согласованной ими повестки дня.

Мы поддерживаем усилия Спецпосланника. Со своей стороны продолжим поощрять межсирийский диалог как в национальном качестве, так и совместно с Турцией и Ираном в рамках подтвердившего свою эффективность Астанинского формата. При этом напоминаем, что это процесс, который должны вести сами сирийцы, без внешнего вмешательства и навязывания им чужой повестки.

В Идлибской зоне деэскалации в целом соблюдается режим прекращения огня, продолжается совместное российско-турецкое патрулирование. Однако террористы совершают провокационные вылазки, атаки, в том числе приведшие к гибели турецких военнослужащих. Моя американская говорила о России и Сирии в контексте прекращения огня. Однако я бы рекомендовал обратить внимание на то, кто именно нарушает режим прекращения огня. Об этом, кстати, говорил и сам Спецпосланник.

Была попытка захватить несколько населенных пунктов, но правительственным войскам удалось отбить это наступление. Все это лишний раз подтверждает, что в Идлибе хозяйничают террористы. Рассчитываем, что турецкие партнеры выполнят свои обязательства по нейтрализации этих элементов. Одновременно подтверждаем, что не допустим «ребрендинга» «Хейят Тахрир Аш-Шам» в «умеренную оппозицию», который некоторые пытаются продвигать.

В течение последних месяцев террористы активизировались и в других районах страны, в первую очередь в Заевфратье. ИГИЛ нападает на курдские отряды, совершаются побеги из тюрем. Ничего не делается для исправления ситуации в лагере беженцев «Аль-Хоуль», а также в районе Ат-Танф, в лагере «Рукбан». Исходим из того, что достижение стабильности и безопасности в этих районах возможно только при условии их возвращения под контроль законного правительства. Мы напоминаем тем, кто требует от Дамаска выполнения резолюции СБ 2254, первые строки этой резолюции: уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии. Предлагаем выполнить сначала этот пункт.

В этой связи особую актуальность имеет задача поиска решений внутрисирийских проблем через инклюзивный диалог, а также прекращение иностранной оккупации территории САР. Это будет также способствовать возвращению сирийских беженцев к своим очагам. Приостановившись из-за «коронавирусных» ограничений, процесс их возвращения возобновился. Сирийские власти предпринимают необходимые меры для размещения репатриантов, а также предотвращения распространения пандемии.

Г-н Председатель,

Заигрывание с террористами, стремление использовать их в своих целях – это лишь один из элементов политизации ситуации в Сирии. В целом у нас растет убеждение, что вообще все заседания СБ по Сирии на самом деле имеют политический подтекст. Потому что так называемое «химическое» и «гуманитарное» досье являются лишь инструментом давления на Дамаск. Гуманитарное содействие Сирии – это один из ярчайших примеров политического шантажа, который мы видим со стороны западных коллег при обсуждении гумдоступа на правительственные территории и в районы, находящиеся вне контроля Дамаска. Мы это еще обсудим в ближайшие дни. Особое негодование вызывает нападение на колонну гумпомощи ВПП, которая предназначалась Сирии. В ливанском Триполи несколько грузовиков были атакованы и подожжены местным населением из-за подозрений, что это контрабанда ливанских товаров.

Завтра в США вступит в силу так называемый «Акт Цезаря». Американские представители (как мы слышали в т.ч. сегодня) бравируют тем, что это из-за их санкций социально-экономическое положение сирийского народа так осложнилось. Фактически признается, что санкции, введенные якобы адресно против сирийского руководства, бьют по простым людям. То есть цель этих мер – сместить законные власти САР.

В конце мая Евросоюз также продлил односторонние санкции против Дамаска. Мы не раз говорили, что это не просто калечит экономику страны, а еще и препятствует гуманитарному содействию людям. Рекламируемые изъятия на деле не работают. Об этом говорят сами гуманитарные работники.

Г-н Председатель,

К сожалению, в политических целях используется и ООН. В конкретном случае имею в виду Комиссию по расследованию инцидентов на северо-западе Сирии. Несмотря на то, что мы не считаем правомочным само создание этой Комиссии, в виде исключения Минобороны России изучило выдержку из ее доклада и провело собственное расследование.

Мы уже много раз опровергали обвинения в том, что ВКС России наносят удары по гражданским объектам. Я проводил специальную пресс-конференцию по этому поводу в ООН 16 сентября – ровно 10 месяцев назад – с демонстрацией доказательств. Эта информация была проигнорирована, потому что политический заказ по давлению на Россию надо выполнять. К сожалению, в норму вошло опираться на непроверенные, откровенно ложные данные, то есть «фейки». В первую очередь проблема в источниках информации. Почему эти источники тщательно скрываются, нам хорошо известно. Это противники сирийских властей и мастера постановочных химатак. При этом методология сбора «доказательств» всегда одна – социальные сети, удаленные интервью со свидетелями, которые на самом деле живут в европейских и западных столицах, фотошоп и мое самое любимое и наоболее нелепое – перехваты переговоров пилотов.

В свою очередь российские военные непосредственно побывали на объектах расследования и смогли проинспектировать здания, сделать фотографии. Один объект пока что находится на территории террористов, поэтому имеются лишь снимки спутниковыми и разведывательными средствами. Увиденное и зафиксированное нашим Минобороны доказывает, что объекты не подвергались ударам авиации и артиллерии. В то же время лагерь палестинских беженцев действительно подвергся обстрелу со стороны боевиков, что привело к жертвам среди гражданского населения. В нашей миссии есть эти фотографии, а также показания очевидцев. Мы не скрываем их имена, потому что это реальные люди, дающие правдивые показания.

Проведенный Минобороны России анализ резюме доклада Комиссии приводит к еще одному выводу: механизм деконфликтинга имеет не просто пробелы – это слишком мягко сказано, – но используется для дезинформации. Посудите сами: из-за ложных данных была создана специальная комиссия ООН. Мы снова возвращаемся во времена пробирок с якобы иракским химическим оружием? Некоторые «деконфликтованные» объекты на самом деле не соответствовали заявленному статусу. А некоторые здания вообще использовались боевиками как штаб-квартиры.

Подборку документов мы передали Генеральному секретарю. Мы готовы также предоставить эти материалы всем заинтересованным сторонам. Только вот будет ли это вам интересно?

Благодарю Вас.