Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного Представителя В.А.Небензи на видеоконференции СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Уважаемая г-жа Председатель,

Мы признательны г-ну Марку Лоукоку за очередной брифинг и его видение гуманитарной ситуации в Сирии. Благодарим также г-жу Соню Куш за ее брифинг. Хотим поприветствовать на сегодняшнем заедании вновь прибывшего постоянного представителя Сирийской Арабской республики при ООН Посла Бассам Саббаг. 

К сожалению, в брифинге Гумкоординатора мы не услышали всех факторов, влияющих на гуманитарную ситуацию в Сирии. В частности, мы не услышали среди причин ухудшения экономической ситуации в Сирии незаконные односторонние рестрикции наших западных коллег. Между тем, именно они не позволяют экономике Сирии «идти на поправку» при всем старании властей. И страдают от этого прежде всего простые сирийцы, которые остро нуждаются в доступе к адекватным социальным услугам в области здравоохранения и образования, восстановлении разрушенной войной гражданской инфраструктуры. Поступающая в страну гумпомощь эти проблемы не решит и жизнь сирийцев не нормализует. Не работают и гуманитарные изъятия, на это прямо указывают действующие «на земле» гумагентства. Мы не раз говорили про соответствующие заключения Спецдокладчика ООН по влиянию санкций на права человека А.Довгань. На основании ее заключения в конце января с.г. президенту Дж.Байдену и премьер-министру Б.Джонсону за подписью более 90 человек были направлены коллективные письма с просьбой отменить антисирийские санкции. В числе подписантов – не только представители академических и религиозных кругов, журналисты, гумработники, но и бывшие послы Великобритании, Германии, Туниса и Франции в Сирии, а также действующий член палаты лордов Соединенного Королевства. В этом письме прямо говорится, что «в правозащитной и гуманитарной среде утверждается консенсус, что такая форма коллективного наказания гражданского населения как санкции ведет Сирию к беспрецедентной гуманитарной катастрофе».

От опосредованного влияния санкций Дамаск не в состоянии проводить валютные операции, необходимые для функционирования экономики, закупать на внешних рынках сырье, стройматериалы, не говоря уже о медикаментах и медоборудовании, столь необходимом в условиях пандемии. Надеемся, УКГВ об этом известно. 

Г-жа Председатель,

Как известно, Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (GAVI) положительно рассмотрел две заявки на получение Сирией противоковидной вакцины. Одну заявку подало правительство. Убеждены, что часть полученных вакцин через Дамаск пойдет и на неподконтрольные правительству территории на северо-востоке, как это было с поставками медпомощи в прошлом году. Напомню, что с мая 2020 г. с согласия Дамаска в Заевфратье было направлено 6 сухопутных конвоев с медикаментами, 13 партий медицинских грузов были доставлены в Камышлы по воздуху. Из этого объема более 90% помощи пошло на неподконтрольные правительству территории, во все медучреждения, прежде снабжавшиеся через КПП «Аль Яарубийя». Их свыше 100. 

При этом мы ни разу не слышали от наших западных партнеров в Совете положительных оценок этих усилий Дамаска. Равно как мы не слышали и слов осуждения в адрес террористов, контролирующих Идлиб и вот уже почти год не пускающих в анклав даже гумконвой ООН/СОКП/МККК. И это при том, что именно в этой части страны ООН насчитывает самое большое количество голодающих, среди которых каждый третий – ребенок; цены на продукты питания в Идлибе выше средней величины по стране на 26%. 

Вообще нам пора уже задаться вопросом – а что в целом происходит в Идлибе? Почему при рекордных поставках через трансграничный механизм оказания гуманитарной помощи (ТГМ) именно на северо-западе один из самых высоких показателей по голодающему населению? Куда исчезают все эти объемы помощи, купленные на многомиллионные средства доноров? Общеизвестный факт, что террористы в Идлибе богатеют. При этом мы никогда не слышали и, очевидно, не услышим просьбы стран-доноров к ООН отчитаться за достигнутые результаты проделанной работы. Как представляется, именно в Идлибе отчетливо проявляется «двойное дно» ТГМ. Не приходится сомневаться, что сохранение ТГМ будет означать сохранение подпитки террористов, наживающихся на «обложении данью», а также на контроле за контрабандой. В этих обстоятельствах простые сирийцы вынуждены довольствоваться крохами со стола мародеров, не имея возможности пропитаться самостоятельно и обеспечить мало-мальски достойное существование своим детям. 

В этой связи нам интересно, насколько справедливо будут распределяться вакцины на северо-западе, о поставке которых из резервов GAVI позаботился офис ООН в Газиантепе? Постоянный представитель Франции и заместитель Постоянного представителя Соединенных Штатов предлагали нам оказать давление на сирийские власти, чтобы провести вакцинацию в Сирии, как будто Дамаск отказывается от вакцинации. Здесь вновь никак не обойти тему санкций, которые серьезным образом могут помешать Дамаску организовать доставку вакцины на подконтрольные правительству территории и ее последующее хранение. Какие логистические компании пойдут на риск попасть в санкционные жернова? Как правительству восстановить бесперебойное энергоснабжение в стране для работы в т.ч. охлаждающих установок для вакцин, если за рубежом невозможно закупить необходимое оборудование и запчасти? 

Г-жа Председатель,

Никуда не делись и наши претензии к США, оккупировавшим северо-восток Сирии и присвоившим нефтяные ресурсы страны. Всеобщее замалчивание этого токсичного в прямом смысле слова сюжета бросает тень на авторитет не только наших партнеров по СБ ООН, но и ставит вопрос территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, как это подтверждается в т.ч. резолюцией 2254. 

В частности, благодаря российским военным был разблокирован коридор для поставок гумпомощи в ряд районов Хасеке. А что сделалт ратующие за «гуманизм» американские оккупирующие силы? 

Г-жа Председатель,

Кратко подытоживая наше сегодняшнее выступление, хотим со всей серьезностью заявить, что если бы нам всем пришлось принимать решение о продлении ТГМ уже завтра, боюсь, весомых оснований сохранять его у нас с вами не было бы. Но всем заинтересованным в продолжении работы ТГМ нужно понимать: времени до июля остается мало, а сделать нужно много. Причем полумерами здесь отделаться не получится: важно не только запустить внутрисириийские поставки гумпомощи в Идлиб, но и наладить их на постоянной основе. 

Наконец, г-жа Председатель, возвращаюсь к ответам на наши вопросы М.Лоукока. Прежде чем я это сделаю, я хочу сказать, что мы были удивлены заявлениям нашего американского коллеги в отношении якобы недопуска нами брифера на сегодняшнее заседание. У нас нет ничего личного против этого брифера, но мы посчитали, что одного представителя гражданского общества будет вполне достаточно. Гораздо важнее был бы тот брифер, которого мы запрашивали на сегодняшнее заседание. Я хочу напомнить, что еще недавно наши, в том числе американские, коллеги препятствовали появлению в Совете тех бриферов, которых запрашивала Российская Федерация. 

В своих ответах Марк Лоукок частично ответил на те вопросы, которые мы ставили перед ним, заранее их ему передав. Их было четыре. Из тех вопросов, которые остались неохваченными, это: какие есть препятствия для реализации работы в Сирии в т.н. нексусе развитийной и гуманитарной работы? Если да, откуда они исходят? И что нужно сделать, чтобы их преодолеть? И наконец последний вопрос, на который мы не услышали ответа, касается Межагентской целевой группы по Сирии. Чем она отличается от страновой команды ООН, какой у нее состав, какие функции?

Я благодарю Вас.