Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи по итогам голосования по проекту резолюции СБ ООН по механизму трансграничной гумпомощи в Сирии, представленному гумдвойкой

Российская Федерация воздержалась при голосовании по проекту, представленному соавторами, с одной единственной целью –не блокировать трансграничное содействие сирийскому Идлибу – единственной провинции, которая еще действительно нуждается именно в таком формате доставки грузов. Напомню, мы с первого дня переговоров заявляли о своей приверженности этой задаче, в связи с чем не возражали против сохранения турецких переходов.

И нам по-прежнему неясно, почему сразу несколько делегаций на протяжении всего это времени категорически отказывались включаться в переговоры по нашему альтернативному проекту. Чем он не подходил в субстантивном плане, мы так до сих пор и не услышали. Ведь, по сути, мы сейчас вышли ровно на ту же схему. Сколько мы ни говорим о том, что гуманитарное содействие должно оставаться за рамками политических баталий, мы все равно продолжаем вокруг гуманитарного содействия политические игры, причем весьма опасные и циничные, поскольку «фигурами размена» фактически выступали жители Идлиба. Ведь в погоне за политическими целями наши коллеги, получается, рисковали именно их интересами. На вопрос, как всё это уживается с заботой о жителях Идлиба, столь широко декларируемой на других заседаниях, ответить затруднительно. 

А тем временем, предлагаю разобраться, что именно за резолюцию мы только что приняли, чтобы потом опять у кого-то не возникло разнотолков. 

Итак, документ продлевает механизм на 6 месяцев и только для пунктов, ведущих из Турции в провинцию Идлиб. Иорданская «Рамта» не используется с лета 2018 года, иракская «Яарубия» с октября прошлого года. А на северо-восток Сирии идут поставки гуманитарных грузов через территории, подконтрольные правительству. Этот факт отражен в докладе Генерального секретаря ООН S/2019/949. Об этом, правда, предпочитают умалчивать. Своему эстонскому коллеге я хотел бы сказать, что это не задача России искать устойчивые пути доставки помощи населению Сирии, это задача ООН в координации с сирийскими властями. И они должны, именно должны,  в соответствии с руководящими принципами гуманитарной деятельности делать это во взаимодействии с сирийскими властями – по их просьбе и с их согласия. И им придется это делать. 

Резолюция прямо указывает, что это срочная и временная (urgent and temporary) мера, направленная на оказание содействия тем, до кого не добраться через действующие маршруты доставки (to assist those, who can’t be reached through existing routes). 

Есть в ней и предписание усилить мониторинг за доставкой грузов до нуждающихся. Мониторинг, по нашему глубокому убеждению, никогда не удастся эффективно обеспечить ровно до тех пор, пока у ООНовцев не будет доступа в район операции. 

Это, напомню, не наша прихоть, а ключевой пункт резолюции СБ 2165, который все пять лет действия механизма не выполняется – но об этом почему-то все предпочитают не говорить. Обходится этот вопрос стороной и в профильных докладах Генсекретаря. Считаем, что это неправильно – и раз резолюцией предписывается подготовка очередного такого доклада, то мы бы очень хотели взглянуть на информацию, что было сделано для обеспечения прямого доступа ООН в район операции – как в публичной работе, так и в контактах с представленными в Идлибе группировками. 

Второй важной задачей на ближайшую перспективу считаем маркировку транспортных средств, используемых в доставке гумпомощи. Как именно и какой символикой – не так важно. Но они должны быть отличимы от коммерческого и другого трафика. 

Во-первых, это элементарная техника безопасности в условиях вооруженного конфликта. Во-вторых, это вопрос, имеющий прямое отношение к прозрачности операции, и в-третьих, важная мера укрепления доверия, которое, кто бы что ни говорил, с сирийскими властями надо восстанавливать. 

Убеждены, что без создания атмосферы приятия наладить стабильную и эффективную работу в стране ни у одной международной организации не получится. И это, опять-таки, не какая-то наша блажь, а прямое предписание резолюций ГА ООН о гумсодействии. Они же закрепляют за центральными властями первоочередную роль в инициировании, осуществлении и координации гумпомощи на своей территории. Об этом всегда надо помнить, возвращаясь к вопросу о трансграничном содействии. Это принципиальный вопрос. Мы приветствуем, что в резолюции закреплена ссылка на руководящие принципы гуманитарной деятельности, содержащиеся в резолюции 46/182. 

Таким образом, мы вновь обозначили ряд проблемных моментов в данном механизме. Увы, предпосылок для их решения пока не просматривается. Надеемся, что эту тенденцию удастся переломить – в противном случае, мы столкнемся с тем же набором трудностей при повторном рассмотрении данного вопроса летом. Решение этой задачи заключается в неизбежном возвращении к оказанию гуманитарной помощи на основании руководящих принципов, то есть по согласованию с правительством принимающей стороны.

Благодарю Вас.